?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у russkiychelowek в Хазин о ближайшем будущем! (часть3)

Возвращение "Красного" проекта

Как пойдет ситуация дальше? Новых пророков пока не видно, так что выбирать приходится из существующих проектов. Поскольку предстоящий экономический кризис резко опустит уровень жизни во всех западных странах (который сейчас существенно завышен за счет феномена сверхпотребления, связанного с эмиссией доллара), то концепции "наживы" во многом сменятся на "справедливость". И это означает ренессанс "Красного" проекта и еще большее усиление Исламского проекта. Что произойдет в США, автор предсказывать не берется, а в Европе вопрос будет только один: сможет ли социалистическая идея ассимилировать исламское население или Европа вольется в исламский мир? Отметим, что до сих пор ассимилировать ислам удавалось только в рамках развития социалистических идей, в связи с чем я считаю, что именно в Европе "Красный" проект ожидает мощная экспансия.

Ренессанса чисто Христианских проектов ("Византийского" в форме православия и "Католического") в ближайшем будущем ждать не приходится. Дело в том, что такой мощный кризис, как распад мировой системы разделения труда, распад единого долларового пространства, будет требовать от всех участников активных, если не агрессивных действий. Политика же "христианских" проектов существенно определяется их догматикой, которая в качестве одного из главных достоинств называет смирение. Иными словами, возрождение этих проектов возможно, но не в среднесрочной, а тем более не в краткосрочной перспективе. Это потребует весьма длительного времени.

Есть и еще одна причина, по которой именно "Красный" проект должен приобрести в ближайшем будущем особое значение. Я уже говорил о том, что ссудный процент, разрешенный в XVI веке, создал новый феномен в истории человечества — "технологическое общество". Ускоренный технический прогресс последних столетий, который, в частности, резко уменьшил смертность и позволил существенно нарастить численность человечества, вызван именно этим явлением. Не исключено, что обязательным условием для этого феномена является одновременное наличие ссудного процента и библейской системы ценностей. Даже Япония и Китай, в общем, развивают свои технологии только за счет западных стран — инвесторов и потребителей произведенной ими продукции. Про ислам и говорить нечего — все попытки создания технологической цивилизации на внутренней базе исламских народов оказались неудачными.



В то же время отказаться от технологических достижений человечество на сегодня не готово. И тем более важно то, что было одно исключение из этого довольно жесткого правила. О нем я уже говорил выше, но стоит повторить. Технологическая цивилизация была построена в СССР — стране, в которой ссудный процент был запрещен не менее, если не более жестко, чем в исламских странах. Этот уникальный опыт "Красного" проекта не может не быть востребован, поскольку, скорее всего, предстоящий кризис Единой меры стоимости вызовет по крайней мере временный отказ от использования ссудного процента. Связано это с тем, что разрушение единого эмиссионного долларового пространства будет, вернее всего, происходить постепенно. На первом этапе, с большой вероятностью, мир разделится на несколько эмиссионных валютных зон: доллара США (выпускать который, видимо, рано или поздно станет не частная контора, а федеральное казначейство), евро и юаня.

Не исключено, что возникнут еще две зоны: так называемого "золотого динара" и российского рубля. Собственно говоря, последнее абсолютно обязательно для сохранения России как единого государства. Правда, при нынешнем руководстве нашей экономикой это достаточно маловероятно.

Если учесть, что рынки должны быть глобальными, такая система окажется заведомо менее рентабельной и, скорее всего, продолжит свой распад. В результате отдельные государства, чтобы защитить свои суверенитеты, начнут все жестче и жестче ограничивать права отдельных частных субъектов на присвоение прибыли. Это, в конце концов, почти неминуемо приведет к законодательному или даже идеологическому запрету на частное использование ссудного процента.

Возвращаясь к основной теме, можно отметить, что в Европе ближайших десятилетий мощная экспансия "Исламского" проекта встретит три серьезных сопротивления. Первое — со стороны умирающего "Западного" проекта. Схватка будет безжалостной и бескомпромиссной. Второе — со стороны национальных государств, объединенных в рамках Евросоюза. Здесь давление "Исламского" глобального проекта окажется слабее, поскольку национальные проекты, по определению, не в силах долго противостоять проекту глобальному. Третьим субъектом сопротивления станет возрождающийся "Красный" проект, и здесь отношения будут очень сложными. С одной стороны, "Красный" проект может ассимилировать исламское население Европы (как это было сделано в СССР), и в этом смысле он представляет для "Исламского" проекта главную опасность. С другой — некоторые его черты необходимо максимально поддерживать, поскольку именно они должны будут обеспечить сохранение технологической цивилизации в Европе. В результате этих процессов, скорее всего, в Европе возникнет новый глобальный проект, некий симбиоз ислама и социализма, который можно условно назвать "исламским социализмом".

Ситуация в России будет отличается от европейской только одним: куда более развитыми принципами и механизмами "Красного" проекта. И это несет огромную угрозу "Западному" проекту, поскольку описанные выше варианты развития событий в Европе могут существенно быстрее реализоваться в России и тем самым серьезно ускорить окончательный распад "Западного" глобального проекта.

Неслучайно "Западный" проект бросил значительные силы на срочное разрушение в России реликтов "Красного" проекта: его наемные менеджеры начали агрессивно проталкивать немедленное вступление России в ВТО, разрушать государственную систему пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования. Смысл этих действий понятен. Россия на протяжении тысячелетия была исключительно проектной страной и попросту не может существовать без великой идеи. Разрушение "Красного" проекта впервые в истории оставило ее в идейном вакууме: никаких проектных ценностей для России пока не видно. Вменить нашим народам ценности "Западного" проекта, прямо скажем, не удалось. Однако у России все еще остался некоторый оборонно-технический и образовательный потенциал, и "западные" проектанты не желают допустить, чтобы какой-либо другой глобальный проект захватил эту территорию. Следовательно, надо превратить ее в пустыню, населенную агрессивными и неконструктивными племенами. До тех пор, пока "Западный" проект был "единым и неделимым", с Россией можно было бороться на технологическом уровне. Но теперь, когда он зашатался, требуются более жесткие и решительные меры. Что мы и наблюдаем на практике.

Теоретически после распада "Западного" проекта возможен и другой путь развития. Этот отказ и от оставшихся библейских догматов. Однако в этом случае придется формулировать новую догматику проектного масштаба.

Как бы то ни было, неизбежный распад "Западного" проекта приведет к сложному процессу борьбы уже существующих глобальных проектов в попытках усилить свое влияние или просто возродиться. Главными из них, по всей видимости, на первом этапе станут два: Исламский и "Красный". Первый — в силу своей очевидной на сегодня мощи, второй — как гарант сохранения "технологической цивилизации". И если Россия хочет играть в ближайшие десятилетия хоть какую-нибудь роль в мире, а то и просто сохраниться как государство, нам жизненно необходимо с предельной активностью реанимировать оставшиеся от времен социализма механизмы и технологии и попытаться создать новую российскую проектную идеологию.

Кто найдет выход из идейного тупика?

Таким образом, современная ситуация предоставляет нам совершенно уникальные возможности. Почему именно нам?

Дело в том, что западное общество жестко тоталитарно. Любые попытки заниматься чем-то, не одобренным официальной идеологией, неуклонно преследуются. Наказания, правда, помягче, чем те, что применялись в СССР. Людям всего лишь закрывают возможности карьерного роста. Даже если школьник начинает в своих рассуждениях и высказываниях противоречить основополагающим догмам, то можно смело сказать — хорошего образования он уже не сможет получить никогда. Вместе с тем существуют разного рода институты и механизмы, предназначенные контролировать положение так, чтобы не завести его в тупик, — при критическом развитии ситуации снимаются запреты на вольную мысль. Этот механизм действовал неоднократно на протяжении нескольких веков.

В последний раз он был пущен в ход совсем недавно, когда Фрэнсис Фукуяма, известный тем, что двадцать лет тому назад написал книжку "Конец истории", опубликовал в первом номере журнала "Foreign Affairs" за 2012 год статью под названием "Будущее истории". Коротко перескажу своими словами этот знаменательный текст.

Мы уткнулись в идейный тупик, — пишет Фукуяма. — Современный капитализм умирает у нас на глазах, и по этой причине нам нужная новая идеология. Сочинить ее на старом фундаменте мы не можем потому, что нас сдерживает слишком много запретов. Однако давайте отдадим себе отчет в том, что эти запреты появились в результате противоборства с СССР и вообще с "Красным" проектом. Этого проекта теперь нет, и потому мы можем снять все запреты и дать свободу творчеству, народу. Пусть, дескать, народ сочинит нам новую капиталистическую идеологию. Он даже рисует забавную картинку: "Представьте на мгновение неизвестного сочинителя, который, ютясь где-нибудь на чердаке, пытается сформулировать идеологию будущего, способную обеспечить реалистичный путь к миру со здоровым обществом среднего класса и прочной демократией". Однако Фукуяма тут же предупреждает: есть четыре пункта, от которых ни в коем случае нельзя отказаться. Это частная собственность, свобода, демократия и "средний" класс.

Понятно, почему в этот перечень затесался "средний" класс, который вообще-то не имеет никакого отношения к философским понятиям. Именно он, "средний" класс, собственно, и требует наличия частной собственности, свободы и демократии. Бедным эти блага ни к чему — им от них ни жарко, ни холодно. А богатым свобода и демократия не нужны, потому что свою собственность они могут защитить самостоятельно. Таким образом, "средний" класс становится очень важным связующим звеном.

Итак, Запад открыто заявил, что объявляет конкурс на новую идеологию. И здесь мы сталкиваемся с совершенно любопытной вещью. Мировоззрение, философия, тщательно проработанная и многократно переписанная история Запада создавались в последние сто лет в ходе борьбы с коммунистической идеологией, одним из ключевых элементов которой является тезис о конце капитализма. Соответственно, в западной модели, в либеральной философии и прочих построениях капитализм принципиально бесконечен. По этой причине новая философия, которую предлагает разрабатывать Фукуяма, если и будет разработана, станет всего лишь обновлением капитализма.

Возможно ли такое обновление?

Давайте разберемся, откуда в коммунистической идеологии взялся тезис о конце капитализма? Мы привыкли считать, что его придумал Карл Маркс и что он естественно вытекает из Марксовой теории смены формаций. Но тогда возникает другой вопрос: почему Маркс решил заниматься теорией смены формаций? А дело вот в чем. Маркс как ученый — не как идеолог и пропагандист, а именно как ученый — политэконом. Политэкономия как наука появилась в конце XVIII века, и разработал ее Адам Смит, потом подхватил Давид Рикардо, и Маркс, в некотором смысле, был продолжателем их традиции. Так вот тезис о конце капитализма появился у Адама Смита, и не исключено, что Маркс и занялся-то концепцией смены формаций, потому что понимал, что капитализм конечен. Ему было интересно разобраться, каким будет посткапиталистическое общество.

Согласно Адаму Смиту, уровень разделения труда в конкретном обществе определяется масштабами этого общества, то есть рынком. Чем больше рынок, тем глубже может быть разделение труда. (Объясню этот тезис, что на называется, "на пальцах". Предположим, есть некая деревня, в которой сто дворов. Так вот, хоть умри, но строить паровозы там невозможно. Не тот масштаб.) Со времен Смита этот тезис получил массу подтверждений, и из него вытекает довольно простое следствие — с какого-то момента, с какого-то уровня разделения труда дальнейшее разделение может происходить только путем расширения рынка.

И вот в наши дни мир зашел в ситуацию, которую Адам Смит и даже Маркс описывали как абстрактную, чисто гипотетическую. Сегодня она стала вполне конкретной. Расширение рынков более невозможно. Следовательно, невозможно и дальнейшее углубление разделения труда в рамках существующей модели экономики. Конечно, можно попытаться сделать это в какой-то отдельной отрасли, но никак не во всей экономике в целом. Не получится. Отсюда следует вывод — современный капитализм закончился. Нынешний кризис — это кризис конца капитализма. У него больше нет ресурса развития. Развиваться далее в тисках капиталистической идеологии мир не может.

С точки зрения человечества, это не самая большая беда. Только в Европе и только за последние две тысячи лет сменились по крайней мере две базовые модели экономического развития, о чем я уже говорил выше. Ничто не мешает произойти еще одной смене.

Поэтому мне представляется, что сегодня ключевым моментом является поиск нового механизма развития и нового языка, на котором это развитие можно описать. Тот, кто это сделает, станет цивилизационным чемпионом на ближайшие лет двести-триста. Из всего сказанного выше ясно, что сделать это можно только за пределами западного мира. И я не могу отыскать на карте страну, кроме России, где могла бы родиться новая идея.

Михаил Хазин

Источник: worldcrisis.ru


promo chipstone январь 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не…

Comments

( 49 comments — Leave a comment )
srlt
Jul. 31st, 2012 09:26 am (UTC)
Ужос.
vihlyn
Jul. 31st, 2012 09:33 am (UTC)
Идея есть, причём она стара как мир, было бы желание её рассмотреть.

http://vihlyn.livejournal.com/665563.html
wwold
Jul. 31st, 2012 10:41 am (UTC)
Хазин зачётно рассуждает.
aphextwin2000
Jul. 31st, 2012 10:45 am (UTC)
социализм (в широком смысле) - реальная вещь, и сегодняшний кризис это только в очередной раза подтверждает. в СССР только слишком уж идеально хотели ее реализовать. (ну например, если б не занимались благотворительностью по отношению к колониям, или диверсифицировали и экономику и общественную жизнь, то жили еще побогаче англосаксонского мира)

я правильно понимаю, что в этом разрезе русская культура выигрывает у западной и исламской потому, что она в лучшем смысле слова "социалистична"?

зы. спасибо за анализ церемонии открытия Игр, так прямо все коротко и ясно.

Edited at 2012-07-31 10:48 am (UTC)
chipstone
Jul. 31st, 2012 11:04 am (UTC)
Я бы сказал, что русская культура человечна и общинна, а не социалистична.
gallija
Jul. 31st, 2012 11:17 am (UTC)
Всегда говорила : Хазина надо изучать отдельным предметом,начиная со школы, обязательным предметом.
asv_forester
Jul. 31st, 2012 11:19 am (UTC)
"И я не могу отыскать на карте страну, кроме России, где могла бы родиться новая идея".
В первый раз вижу у Хазина столь оптимистичный взгляд на Россию ))
А так, хоть и многословно, но очень даже по делу. Если разобраться, то ключевая причина - отношение к ссудному проценту. Разрешен - получаем конец развития цивилизации. Запрещен - еще можем побарахтаться.
chipstone
Jul. 31st, 2012 11:34 am (UTC)
так и есть
carriers00
Jul. 31st, 2012 12:03 pm (UTC)
Итак, Запад открыто заявил, что объявляет конкурс на но
...."частная собственность, свобода, демократия и "средний" класс" с такими слагаемыми он получит то же самое.
Потому что новая идеология подразумевает новые составляющие, и как правильно говорит Хазин новый "синтаксис".
Артисты. С ними всё.
wild_honey_ru
Jul. 31st, 2012 12:05 pm (UTC)
Спасибо. Очень интересно.
doo4e
Jul. 31st, 2012 01:27 pm (UTC)
О КОБ интересно многие прочитавшие статью подумали?
Доброго. Отчего автор статей безутешно вопрошает? Трудно поверить, что Хазин знакомство с "КОБ" пропустил. В каждой из 3 изложенных здесь частей, лекции генерала Петрова кусками-конспектами видны. Может своим именем -авторитетом разливает "Мёртвую Воду"?
chipstone
Jul. 31st, 2012 01:33 pm (UTC)
Re: О КОБ интересно многие прочитавшие статью подумали?
Не могу сказать ничего определенного. Самое интересное, что я до сих пор сам не добрался до КОБы. Поверхностно знаком, а всерьез все никак не возьмусь.
kvae2012
Jul. 31st, 2012 02:00 pm (UTC)
Новый порядок
Анализ хороший,
но что то я немножко не совсем понял про ислам, что одеть на лучшую часть населения паранжу , забавно, а ссуднай процент, так это чья доктрина? А их в печку?
Просят дать идею, а кто идеи то будет воплощать, они сами, конечно же народ просил или по прозбе трудящихся?
Все легко и посто и все будет окей, здорово. Это что то мне напоминает из прошлого. Ларчик Пондоры
Понятно, что с Бр. и за день до годовщины в Авроре, как напоминание-это чистый спец. заказ, чтобы на расслоблялись и готовились к светлому завтра.
Мол будете вякать или стоять в стороне, так и к вам прийдет "чекнутый дядька" и покажет "кузькину" мать, потом еще и по телеку будут год крутить, чтобы задумались и другим не было повадно расслаблятся, Норвегия самая спокойная и благополучная страна Европы, была, а бьют туда где меньше всего ожидаешь. После такого кино каждый сам захочет, чтоб у его дома "мент" с калашом стоял. Называется закручивание гаек.
Восточная мудрость: "Не дай вам бог жить в эпоху перемен"
Видать все к тому и идет. Апонируйте.
chipstone
Jul. 31st, 2012 04:18 pm (UTC)
Re: Новый порядок
Мне кажется, что нового проекта пока еще не существует. оттого и у Хазина хорошо получается именно анализ уже произошедшего или происходящего сейчас, но полностью отсутствует видение перспектив. И он сам это чувствует, причем, один из немногих, кто не боится этого признавать. Но его ошибка в том, что он пытается найти выход в рамках уже известных отработанных и показавших свою ущербность альтернатив. А между тем ситуацию можно описать следующим образом. Мы идем по дороге и видим перед собой гору или высокие холму полностью скрывающие перспективу. И мы никогда не видели моря. А за холмами именно оно. И вот мы идем и гадаем, чего бы нам больше хотелось увидеть на вершине - лес, который прошли день назад или поле, по которому идем сейчас, только более ровное.
Re: Новый порядок - kvae2012 - Aug. 1st, 2012 06:23 am (UTC) - Expand
Re: Новый порядок - chipstone - Aug. 1st, 2012 06:25 am (UTC) - Expand
Re: Новый порядок - religioznik - Aug. 1st, 2012 05:18 pm (UTC) - Expand
Re: Новый порядок - chipstone - Aug. 1st, 2012 05:29 pm (UTC) - Expand
malenkichelovek
Jul. 31st, 2012 02:43 pm (UTC)
Есть такая страна-КНР.
chipstone
Jul. 31st, 2012 03:46 pm (UTC)
Увы, но нет. Китай, хоть и очень умело действует, но в слишком сильной степени погрузился в западное мироощущение. И тот факт, что ему в отличие от нас удалось сделать это успешно, резко понижает его шансы.
(no subject) - malenkichelovek - Aug. 1st, 2012 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Aug. 1st, 2012 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - malenkichelovek - Aug. 1st, 2012 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Aug. 1st, 2012 10:52 am (UTC) - Expand
nomadsh
Aug. 1st, 2012 06:30 am (UTC)
Роль Исламского проекта
Доброго дня. Интересный набор статей, но думается, роль Исламского проекта сильно превознесена. Европа религиозно пассионарна, спит. Придет кризис с бедностью - проснуться, Европейский склад души на глубинном уровне, не смотря на все толерастии не сможет принять этот проект. Да и сам проект раздираем противоречиями даже внутри течений. На пути к Всемирному Халифату могут идти вместе. Потом - самопериваривание с неопределенным финалом ( к данному выводу пришел после ряда лет работы в странах Ближнего Востока ). Хотя, могу ошибаться.
chipstone
Aug. 1st, 2012 06:38 am (UTC)
Re: Роль Исламского проекта
К сожалению в этих статьях вообще нет видения будущего. Впрочем, его сейчас ни у кого нет. Придет время, мы поймем, что искали совершенно не в том направлении.
miavv
Aug. 1st, 2012 03:12 pm (UTC)
СССР двинул кони на почве того, что многим хотелось делать накопления, но было нельзя. От наркома Ягоды и до куда более мелкого пидорасья, защищавшего Белый Дом в 91м.

Но если дать делать накопления, понадобится и механизм привлечения личных накоплений для масштабных проектов. Пока есть только один такой механизм - процент. Оформлен ли он как депозиты, облигации или акции, не так уж и важно.
Процент - способ привлечь бездействующие (или тупо просерающиеся) капиталы к работе. Без процента не будет эффективной частная собственность. Попытки же частную собственность запретить обречены не удачу, поскольку стимулировать к труду на одной лишь идеологии долго не получится.
chipstone
Aug. 1st, 2012 03:38 pm (UTC)
Решение есть и довольно простое, лежащее на поверхности - Единый государственный фонд, предназначенный исключительно для вложений в государственные проекты в стране. В таком случае источником накоплений станет прирост реального сектора и соответственно простое пропорциональное распределение этого прироста.
(no subject) - miavv - Aug. 1st, 2012 04:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Aug. 1st, 2012 04:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - miavv - Aug. 1st, 2012 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Aug. 1st, 2012 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - miavv - Aug. 1st, 2012 06:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Aug. 1st, 2012 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - miavv - Aug. 1st, 2012 09:01 pm (UTC) - Expand
lordtheviking
Aug. 1st, 2012 03:49 pm (UTC)
Тезка Хазин, да, мыслит стереотипами, хотя и хорошо разобранными. И он отметил главную проблему "красного" проекта - начисто уничтожаемый духовный вектор. Правда он тут видит проблему в степени (слишком сильно уничтожали, а Сталин приоткрыл кран, но слабо и вообще умер скоро, а Хрущев кран закрутил обратно).

Т.е. по "алхимической" :-) мысли Хазина, к социализму нужно подобрать необходимую долю мистики - и, о чудо, мы получим золото! Но могу сказать, что он не понимает существа (как и старые алхимики), что мистику нельзя добавить или примешать. Ее даже нельзя сравнить и оценить степень меры. Это вещи разного порядка и разных природ, и пересекаются только лишь на "почве" каждого отдельного человека - а скрещивать их во внешнем идеологическом пространстве нет никакого смысла и пользы.

Мир ждет новой идеи. Но ошибка в том, что мы ее ждем в понимании технологического мира - как некоторую конкретную идею, которую можно будет потом разложить и распланировать и заняться ее реализацией. Но реально мы можем планировать ТОЛЬКО построение Вавилонских башен. Даже если в корне идея будет хороша - мы ее перетащим в наш мир и тем обесточим ее и создадим чучело, некий символ, изначально и в итоге мертвый.

...ну и прогноз. Новая, действительно новая, цивилизация будет (должна быть) Творческой. Но печальная мысль для "технарей" точкой приложения творчества должен быть сам человек, точнее человечество. Своего рода переход к "квантовой механике", когда объект и субъект не могут мыслиться изолировано. Проблема технологической цивилизации именно в этом - человек рождает смысли и символы, но отделяет их от самого себя - затем обожествляет. Для чего? Чтобы творчески расслабится - в то время как на созданное возлагается надежда, что оно самодвижно будет обеспечивать комфорт человека. Но это уже обесточенная Вавилонская башня - и она тлеет и разлагается на составляющие элементы без удерживающего и оживотворяющего её творческого приложения силы.

Второй прогноз - это создание новой внешне формы. Собственно на ее поиск и объявлен сегодняшний конкурс. Т.е. требуется всего-лишь придумать нечто оригинально, на что и будут брошены все силы человечества - и что должно занять его еще на какое-то время, пока оно не осознает леденящую мертвенность своего детища.
chipstone
Aug. 1st, 2012 03:53 pm (UTC)
Приятно видеть мнение, очень похожее на мое собственное. Мало, кто пытается вырваться мыслью за рамки технократии.
( 49 comments — Leave a comment )

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

October 2022
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek