chipstone (chipstone) wrote,
chipstone
chipstone

Categories:

Перспективная модель государственного устройства



Чем больше времени отделяет нас от времен СССР, тем во все более розовой дымке предстает прошлое и тем сильнее хочется обратно. Но в одну воду два раза не войти. Да и пытаться  вернуться в точности в тот мир, который остался в прошлом надо ли? Или с учетом опыта СССР и уроков последних десятилетий сформулировать на уровне стратегических целей ту модель, которая включила бы в себя все преимущества социализма и была бы свободна от недостатков его конкретного воплощения в СССР.

Представляю свое видение модели потенциально-оптимального государственного устройства России.

 

1.      Идеология.

Главной проблемой советской идеологии являлась ее политизированность. При всех крупных изменениях в концепциях социализма и коммунизма на протяжении 20-го века ядро сохранялось под одним и тем же названием и с соответствующими ограничениями. Все это объективно не позволяло быстро и точно реагировать на изменение в мире и общественной мысли. Жесткая заформализованность идеологии вкупе с репрессивным аппаратом, призванном защищать «чистоту рядов и Учения», все это сковывало потенциал идеологического развития и отвращала от нее думающих людей. Но самое страшное в другом. Многие со мной не согласятся, но именно политизированность идеологии и явилась главной причиной краха СССР. Точнее именно она не позволила сделать несколько совсем небольших шагов, чтобы предотвратить катастрофу.

Все этого можно и нужно избежать в дальнейшем. Для этого идеология должна быть максимально деполитизирована и ориентирована на развитие и процветание страны и ее народа. Вот несколько базовых постулатов, которые, по моему мнению, должны лечь краеугольными камнями под «здание новой идеологии».

·        Должна существовать Единая государственная идеология (ЕГИ), свободная от политических пристрастий, основанная на простых и понятных всем принципах человеческого общежития и разделяемая подавляющим большинством народа;

·        Идеология должна быть сформулирована в простых терминах, каждый из которых принимается и включается в идеологию на всенародном референдуме.

·        Идеология должна быть направлена на защиту и развитие таких общечеловеческих ценностей, как семья, национальное равноправие и социальное равенство.

·        Идеология должна быть основана на балансе свободного и гармоничного развития отдельной личности и традиционных устоев общества в целом. Это означает, что отдельная личность имеет любые права, которые не ущемляют базовых интересов общественных групп, а также общества в целом.

·        Идеология должна утверждать безусловный приоритет национальных интересов над любыми интересами прочих государственных и надгосударственных образований в мире.

·        Идеология должна быть одновременно максимально защищена от необдуманных изменений и иметь потенциал развития для максимального соответствия уровню развития общества и мира в целом. Это означает, что ни один из базовых принципов, на которых основана идеология, не может быть изменен или исключен из нее иначе, как общенародным голосованием. Включение в идеологию новых принципов должно осуществляться в таком же порядке после длительного всенародного обсуждения.

·        (дополнения приветствуются)

 2.      Политическая структура как форма самоорганизации общества.

Для начала вспомним, какой была эта структура в СССР. Точнее, структура была не одна, а сразу две. Первая – партийная. В условиях политической монополии КПСС и ее органы управления (ЦК и Политбюро) фактически являлись главенствующими в стране. Вторая структура – государственных органов имела подчиненное значение. Формально страна являлась парламентской республикой, возглавляемой премьер-министром (Председателем Совета министров), назначаемого парламентом (Верховным Советом СССР). На практике никакой двойственности не возникало, поскольку все ключевые посты и в партии и в правительстве занимали одни и те же люди. Предсовмина по должности входил в состав Политбюро, которое и управляло страной, реализуя решения через официальные органы власти. Каковы плюсы и минусы такой структуры? К плюсам стоит, пожалуй, отнести отсутствие публичных затратных политических «игрищ». Все решения принимались тихо, все дискуссии велись за закрытыми дверями, во внешнем проявлении царило единство мнений. Экономили на этом изрядно по сравнению с сегодняшней ситуацией, хотя и  в те годы каждый из членов ЦК и, тем более, Политбюро представлял из себя не просто человека, а самостоятельную властную систему-пирамиду, тянущуюся до самых низовых звеньев. И влияние каждого из них определялось суммарным влиянием всей пирамиды. К откровенным минусам системы стоит отнести неизбежные кулуарные интриги и борьбу за личную власть, что, впрочем, свойственно абсолютно всем человеческим общественным структурам. Еще один минус заключался в неопределенном статусе Главы государства. По номинальной должности им являлся Предсовмина, фактически – Председатель Политбюро, на занимавший никаких государственных должностей. Кстати, современный Китай от этого минуса успешно избавился, сохранив при этом устойчивость всей основной структуры власти. Но главным минусом являлась неопределенность ответственности за принимаемые решения. Политбюро был коллективным органом, в котором даже его Председатель не имел права на принятие несогласованных решений. С одной стороны, это размывало ответственность, с другой, не позволяло принимать оперативных решений и вело к замедлению процесса управления. Особенная слабость такой системы проявилась в кризисный период, когда было необходимо быстро принимать множество ключевых оперативных решений, но поскольку в такие моменты все решения не бывают бесконфликтными, то согласование занимает длительное время и проволочка с их принятием часто приводит к выходу ситуации из-под контроля.  

Что следует изменить?

Во-первых, определить главенствующую в стране должность. Причем должность государственную. Это может быть, как сейчас, президент или премьер-министр. Но принципиальным отличием от того что сейчас, должен стать режим назначения и отставки. Не должно быть ограничительного срока исполнения обязанностей Главы государства (Сингапур от более, чем 30-летнего правления толкового премьер-министра Ли Куан Ю только выиграл), но при этом для его досрочной отставки в случае несоответствия занимаемой должности должен быть создан реально работающий механизм. Избрание Главы государства – всенародное.

Во-вторых, политические партии. Должны ли они быть? Сколько? Как функционировать? Партии быть должны и в неограниченном количестве. Но должны быть несколько принципиальных ограничений.

·        Любая партия может отстаивать свои идеи только в рамках Единой государственной идеологии и полностью ее разделять. Партия может предлагать изменения и дополнения в ЕГИ, но только в установленном законом порядке. В случае отклонения народом предложений должен вводиться запрет на внесение аналогичных предложений на длительный срок (5-10 лет). С момента отклонения всенародным голосованием предложений должен также вводиться запрет на аналогичный срок пропаганды отвергнутых обществом идей;

·        Любая партия может финансироваться только за счет членских взносов и добровольных пожертвований внутри страны. Финансирование из государственного бюджета, так же как и из зарубежных источников должны быть запрещены.

·        Для любого члена партии, являющегося государственным служащим, задачи и правила службы обладают бесспорным приоритетом перед интересами его партии.

 

Для чего партии? Партии должны, с одной стороны, контролировать соблюдение всеми государственными органами и служащими ЕГИ, а с другой, творчески развивать саму ЕГИ. Для этого из представителей партий должен формироваться Высший идеологический Совет, который и исполняет эти функции. Выборы в этот орган – всенародные.

 

В-третьих, сам парламент. Как ни крути, а орган, ответственный и предназначенный для развития законодательства, нужен. Он должен быть двухпалатный. Нижняя Палата должна формироваться на социально-пропорциональной основе. Верхняя – на регионально-пропорциональной. Пропорциональность в данном случае означает соответствие численности социальной группы или региона относительно всего населения страны. Под социальной группой следует понимать группы населения, занятые однотипной деятельностью и имеющие в силу этого схожие интересы (госслужащие, рабочие, крестьяне, научные работники, социальные служащие, военные, частные предприниматели и др.).

В-четвертых, правительство. Правительство назначается парламентом по представлению Главы государства. При этом ни один министр не может быть назначен на соответствующую должность, не имея минимально 10 лет опыта работы в соответствующей профессиональной сфере. Ни один заместитель премьер-министра не может быть назначен без минимально 3-х летнего срока работы министром. Эти ограничения обязательны для обеспечения необходимого профессионального уровня данной категории служащих.

На региональном уровне все аналогично.

Продолжение следует…..

 

 

Tags: МОЕ, Модель государства, Россия
Subscribe

  • Деградация

    Своего рода мудрость властей всех стран в последние десятилетия заключалась во вседозволенности информации. Даже если порой она и представляла собой…

  • Самое печальное в истории с ковид

    Ещё три месяца назад человек, у которого ничего не болело, который не чихал и не кашлял был по определению здоров. И никакая сволочь не имела права…

  • Приколы нашего городка

    нефть Брент сейчас стоит 26 долларов в моменте, а американская WTI 3 цента.

promo chipstone january 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments