?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как же все-таки наше поколение (в широком смысле) любит простоту и однозначность. Из всех красок мира независимо от взгляда выбирает лишь два противоположных цвета. И на этом точка.

Взять например пресловутый контракт по газу с Китаем. Сначала раструбили этот вопрос так, что мы в очередной раз чуть ли не Рейхстаг взяли, а потом, когда появились сомнения в подписании контракта в Шанхае, тут же в один голос завопили о провале и о том, что Китай путина «послал». Вот уж простота хуже воровства.

Я рискну подвергнуться обвинениям в попытках сделать хорошую мину при плохой игре, но попробую посмотреть на этот вопрос со стороны.

Это, конечно, не победа, но уж никак не поражение.

Вообще большинство пишущих об этом вопросе в принципе не имеют никакого представления о деловой этике, стиле и даже философии восточных (в данном случае китайских) переговорщиков. Восток, как говорится, дело тонкое. Иногда люди там готовы тянуть время, изматывая оппонента ожиданием и бесконечным обсуждением внешне незначительных мелочей. Китай мыслит совершенно иными временными категориями. Постепенное едва заметное улучшение собственных позиций зачастую важнее немедленного эффекта. Это своего рода и проверка на «вшивость», и выяснение реальных границ компромисса. Увы, западный подход к этим вопросам совершенно иной. Стремительный натиск, столкновение, отступление перед силой и несговорчивостью оппонентов и наконец, заключение контракта на гораздо менее выгодных (чем потенциально возможные) условиях, что для тех же китайцев равносильно потере лица. Но главное результат, хоть какой, здесь и сейчас.

Слава Богу, Путин хоть по складу характера и типичный европеец, но в отличие от того же Миллера и прочих газпромовцев благодаря многолетним занятиям дзюдо неплохо знаком с восточной философией. Да и на практике уже имел возможность не раз убедиться в особенностях взаимоотношений с азиатскими партнерами разного калибра.

То, что происходит сейчас, стоит назвать не провалом переговоров, а взятием по обоюдному согласию очередной паузы. И эта пауза благоприятна для России ничуть не меньше, чем для Китая. Чтобы это понять рассмотрим вопрос и обстановку вокруг него детальнее.

Хотела ли бы Россия в принципе подписать контракт с Китаем по газу? Да, безусловно, но совершенно точно не на любых условиях.

Хотел бы Китай подписать контракт с Россией по газу? Да, безусловно, но также не на любых условиях.

Цели России в этом вопросе просты. Диверсификация газовых поставок при соблюдении двух важнейших условий.

·        Сохранение сопоставимых доходов, получаемых от экспорта газа в Европу;

·        Выведение вопроса экспорта газа из-под политического давления со стороны Европы и США;

·        Укрепление союзнических отношений с Китаем для предотвращения возможной в будущем конфронтации, на чем постоянно настаивают многочисленные западные лоббисты в обеих странах.

·        Использование газовой диверсификации в собственных политических целях на Востоке и Западе.

Цели Китая в данном вопросе также очевидны:

·        Стабильный доступ китайской экономики к потребным объемам сырья;

·        Снижение зависимости Китая от внешних энергоносителей по транспортным каналам, которые могут быть блокированы США;

·        Укрепление союзнических отношений с Россией для предотвращения возможной в будущем конфронтации, на чем постоянно настаивают многочисленные западные лоббисты в обеих странах.

·        Попытка использования ухудшения отношений России с Западом для получения максимально выгодных условий на российский газ.

Таким образом, мы видим, что по трем из четырех пунктов целей с каждой из сторон никаких стратегических противоречий между сторонами не наблюдается и быть не может. Именно потому нам все время рассказывают, что контракт фактически согласован на 98%. Уверен, что и вопрос порядка оплаты стоит далеко не на первом месте. Как, рискну предположить, и сам вопрос цены как таковой. Проблема проще и сложнее одновременно. И здесь мы опять вынуждены говорить о восточной философии и о сохранении лица.

Уверен, что если бы вопрос был в чистой экономике, то контракт давно бы был подписан. Наши газпромовцы бы как всегда поерепенились, а потом бы прогнулись и дали Китаю то, что он хочет. Живущим сегодняшним днем важно лишь то, что происходит в короткой перспективе. Но вопрос выходит далеко за рамки экономики, это опрос долговременной государственной стратегии для обеих стран. И здесь гораздо важнее сегодняшних выгод то, как партнеры будут относиться друг к другу и друг друга воспринимать. Причем, тот же Китай, уверен, не столько заинтересован «оказаться сверху», сколько в том, чтобы Россия стала бы ему солидным надежным и равноправным партнером. Ничуть не меньше в том же заинтересована и сама Россия. Но для этого ни Россия, ни Китай не должны идти ни на какие уступки, которые могут быть трактованы как поражение на переговорах. Как ни странно, но обеим сторонам гораздо выгоднее «медленное и печальное» движение вперед маленькими шажками, нежели прорыв на сомнительных условиях. Конечно, это совершенно не означает, что в случае ошибки одной из сторон другая с радостью этим не воспользуется. Но в таком случае бремя ответственности в будущем противостоянии с Западом и США ляжет не на двух равноправных партнеров, а на одного победителя. А это тот еще груз.

Тем более, что вопрос только кажется таким срочным. Для того, чтобы тот же контракт стал реально выполнимым, на территории России предстоит еще построить немало тысяч километров новых газопроводов. А там еще и конь пока не валялся. Кто захочет в этом убедиться, может легко в Сети найти карту перспективных веток, которые предстоит построить.

Немаловажным моментом для позиции Китая в настоящее время является тот факт, что Россия по его мнению находится в довольно сложном политическом положении в связи с украинскими событиями. Здесь есть два аспекта.

Первый это как в итоге сама Россия в глазах мира будет смотреться по итогам завершения политического хаоса на Украине. Политическая победа России в противостоянии с Западом заставит Китай заплатить за газ большую цену, но позволит приобрести лицо за счет союза с фактическим новым мировым политическим лидером. Поражение России позволит существенно сэкономить в деньгах, но сделает союз с Россией бессмысленным и даже опасным в силу его ненадежности.

Второй аспект заключается в том, что полностью испорченные отношения России с той же Европой также позволят Китаю настаивать на существенном понижении цены в силу отсутствия у России внятных среднесрочных альтернатив. В случае же рассасывания этого конфликта на европейском направлении Китаю придется уступить, но при этом совершенно не теряя лица.

Ну и поскольку ситуация на Украине пока далека от разрешения и даже от сколько-нибудь вероятного прогнозирования, то естественным желанием Китая является торможение переговоров.

С позиции России все также выглядит не совсем однозначно. Во-первых, для нее действуют все те же аргументы, что и приведенные для Китая. Во-вторых, сейчас политически важен не сам контракт, а принципиальная угроза его подписания. На случайно последние события на Украине и вокруг нее говорят о том, что эта угроза уже сработала.

·        Не заблокирован, а согласован на всех уровнях проект «Южного потока».

·        В результате последних переговоров Путина с Меркель явно наметилось сближение позиций и нежелание обеих сторон «рубить сук». При этом обе стороны сделали явные намеки на готовность к компромиссу. Россия отвела войска от границы и дала понять, что не будет препятствовать проведению «выборов». Яценюк явно с подачи ЕС заговорил о возможности перенесения ответственности за «украинский газ» с России на ЕС путем переноса начальной точки поставки на российско-украинскую границу.

Говоря об Украине, вообще надо понимать, что целью России является не немедленный перехват там власти у нынешней киевской хунты, и тем более не отделение от Украины насильственным путем ее Юго-Востока. Целью России является вся Украина, но только в виде спелого яблока, добровольно падающего в ее руки. А заодно примерное наказание США и ЕС за ту вакханалию, которую они там устроили. А это процесс очень небыстрый и увы для украинского народа весьма болезненный. В краткосрочной перспективе к сожалению ничего хорошего Украину не ждет.

Выборы в Киеве приведут почти с гарантией к новому витку хаоса и бардака по всей стране. Не случайно так показательно задергался Ахметов, пытающийся что-то сделать, но не знает что именно. И с Киевом надо пока дружить (при том, что власть там все слабее и слабее), и деньги на Западе не потерять, и предприятия на Юго-востоке тоже (а его «ручная» ДНР вдруг начинает превращаться во что-то совершенно иное).

В этой ситуации максимальное дистанцирование России от украинских проблем практически идеальная беспроигрышная позиция, имеющая все шансы на среднесрочный и тем более долгосрочный успех. Провал намерения Запада втянуть Россию в прямой военный конфликт на Украине оборачивается его собственным стратегическим провалом. И понимание этих перспектив уже оборачивается сменой западной дипломатической риторики.

Так что и для России появляется реальная возможность не педалировать развитие российско-китайский газовых договоренностей. Будущее способно обернуться неплохими дополнительными прибылями. Как финансовыми, так и политическими.

А посему взятая сторонами пауза очень логична и необременительна ни для одной из сторон.

promo chipstone january 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.

Comments

( 210 comments — Leave a comment )
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
pravdiv
May. 21st, 2014 08:16 am (UTC)
Из статьи http://www.reuters.com/article/2014/05/19/russia-china-energy-idUSL6N0O53AH20140519
"Российско-китайский альянс будет полной катастрофой для Соединенных Штатов... Предотвращение возникновение российско-китайского Альянса должно быть на самом верху в списке приоритетов задач внешней политики США".
kondratio
May. 21st, 2014 08:44 am (UTC)
1. Китай согласен покупать газ по ценам намного ниже европейских + другие кабальные условия.
2. В РФ падает добыча газа, нужны новые месторождения, поскольку вероятное сокращение поставок в ЕС не сможет обеспечить китайский спрос.
3. Китай хочет сам осваивать новые месторождения в РФ, при чем своими компаниями с своей рабсилой, что де факто станет продажей ему территорий РФ (китайцы оттуда уже не уйдут).
4. О том как относятся в Китае к РФ - можете почитать у Девятова.

Так что союз с Китаем для РФ - это полная потеря суверенитета
(no subject) - obeeone - May. 21st, 2014 09:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - kondratio - May. 21st, 2014 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 21st, 2014 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - arcver - May. 21st, 2014 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - pchelololo - May. 21st, 2014 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 21st, 2014 09:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - kondratio - May. 21st, 2014 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 21st, 2014 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - kondratio - May. 21st, 2014 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 21st, 2014 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - kondratio - May. 21st, 2014 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 21st, 2014 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - kondratio - May. 21st, 2014 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 21st, 2014 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - May. 21st, 2014 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - smolenski - May. 21st, 2014 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - kondratio - May. 21st, 2014 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - smolenski - May. 21st, 2014 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrewsoa - May. 21st, 2014 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - smolenski - May. 21st, 2014 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrewsoa - May. 21st, 2014 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - la766 - May. 21st, 2014 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - givenchyru - May. 21st, 2014 01:33 pm (UTC) - Expand
krasnogorsk74
May. 21st, 2014 08:20 am (UTC)
Стремясь к малому, достигаешь многого; стремление получить многое ведет к заблуждениям... Ян Хин-шун. "Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение".
tsygan_andre
May. 21st, 2014 12:31 pm (UTC)
Такой принцип хорош при всяких обстоятельствах. Тем более он важен для серьёзной переоценке приоритетов для весьма влиятельных стран.
От себя добавлю: - "не надо суетиться под клиентом" (с)
lazy_flyer
May. 21st, 2014 08:22 am (UTC)
Да, сдержанность крайне важна.
(Deleted comment)
chipstone
May. 21st, 2014 08:34 am (UTC)
Не назвал бы это троллингом, скорее обострение Игры с целью заставить действовать оппонента в стесненных условиях.
(no subject) - lonely_warri0r - May. 21st, 2014 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentinych_xxc - May. 21st, 2014 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - lonely_warri0r - May. 21st, 2014 09:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - valentinych_xxc - May. 21st, 2014 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - yoozyk - May. 21st, 2014 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - toropyggka - May. 21st, 2014 11:16 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - toropyggka - May. 21st, 2014 12:15 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - toropyggka - May. 21st, 2014 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maryazarevna - May. 22nd, 2014 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - maryazarevna - May. 22nd, 2014 10:36 am (UTC) - Expand
Gudzenko Pavel
May. 21st, 2014 08:29 am (UTC)
Спасибо, Алексей, за очередной взвешенный пост. Все логично.
eugene771
May. 21st, 2014 08:32 am (UTC)
Китай не мог сейчас этот Договор подписать т к про него шума много и на фоне проблем у России с Западом это выглядело бы как поражение Китая.
Там много интересных других Договоров заключено. Одно развитие московскго метро или разработка дальнемагистрального лайнера чего стоят.
А там ведь 43 проекта соглашений было, только публичных.
У нас договора с ЕС по газу до 2019 года, в этом году еще 4 встречи с Председателем КНР у Путина. В общем, ничего критичного нет.
Также нужно учесть что совсем недавно Туркменистан заключил доп соглашение о новых объемах в Китай и тем самым для ЕС остается ноль газа из Туркменистана.
Новатэк договор по СПГ заключил. По Владивостокскому СПГ не знаю еще был ли заключен Договор, там тоже большой объем газа.

Что касается Украины, ни одной битвы еще не проиграно и процесс идет достаточно быстро. Аксенов говорит что в июне пройдут референдумы в Одессе и в Харкове.
По выборам не понятно, России выгодно их сорвать или создать все условия, чтобы они не могли считаться легитимными хоть чуть-чуть.
Сейчас Путин довел ситуацию до полной неопределенности и теперь у Путина есть маневр. Гадать его действия бесперспективно.
drsemyon
May. 21st, 2014 09:43 am (UTC)
Кто? Аксёнов? Аксёнов и Рогозин - два сапога пара, только в твитере болтать)...
(no subject) - eugene771 - May. 21st, 2014 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - drsemyon - May. 21st, 2014 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - maryazarevna - May. 22nd, 2014 10:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - drsemyon - May. 22nd, 2014 10:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - maryazarevna - May. 22nd, 2014 08:06 pm (UTC) - Expand
igo300let
May. 21st, 2014 08:33 am (UTC)
А я, честно говоря, так и не понял дихотомии цены за газ и перехода во взаиморасчетах на национальные валюты. Зачем бодаться за цену сегодня в том, чего в будущем может и не быть? Тем более, что трубы еще тянуть и тянуть. Да и "свободный газ" только в перспективе...
chipstone
May. 21st, 2014 08:38 am (UTC)
Спасибо за это замечание, я держал этот вопрос в голове, но забыл отметить в тексте. Действительно. Вы абсолютно правы. Сейчас все возможные формулы цены строятся на основе долларовых цен на нефть в привязке к ней. Что в перспективе ухода от доллара как такового становится бессмысленным. К тому же вскоре в Катаре возможно создание отдельного газового ОПЕК.
lonely_warri0r
May. 21st, 2014 08:37 am (UTC)
Единственное надо отметить что трудно будет так в дальнейшем с китайцами работать. Под европейский менталитет мы уже более менее подстроились, а тут опять надо переучиваться.
В принципе основная деятельность русских, вечно чему-то учимся у других.
divan_on
May. 21st, 2014 01:35 pm (UTC)
Но ведь другие чему-то учаться и у нас. Это нормально.
kondratio
May. 21st, 2014 08:43 am (UTC)
Нехилая такая пауза. Лет на 10
В 2009г. стороны подписали Рамочное соглашение об основных условиях поставки природного газа из России в Китай, предполагающее экспорт на китайский рынок до 68 млрд куб. м газа в год.

Весной 2013г. объемы ежегодных поставок на первом этапе были определены в 38 млрд куб. м, но договориться о цене газа долгое время не удавалось.

Ввод в эксплуатацию первой части "Силы Сибири" - магистрального газопровода Якутия - Хабаровск - Владивосток - намечен на 2017г.
(РБК)

Цена не согласована, трубы нет и в ближайшее время не будет, объёмы по сравнению с Европой - максимум чуть меньше половины, конкурентов - дохрена и больше. Цена - как максимум средняя по Европе.
Если бы там было что-то стоящее, этот проект уже бы 10 раз реализовался.
al_mazo
May. 21st, 2014 09:08 am (UTC)
А почему тогда была такая шумиха вокруг подписания этого договора? Почему не могли продекларировать не "подписание", а "переговоры" или "обсуждение цены"? Теперь западная пресса злорадствует, а Россия и Китай выглядят глупо.

Edited at 2014-05-21 09:09 am (UTC)
chipstone
May. 21st, 2014 09:25 am (UTC)
Во-первых, потому, что у нас вообще любят пошуметь. Либо "фсёпрапала", либо "мы их трахнули". Третьего не дано.
Во-вторых, это, думаю, согласованная с обеих сторон провокация для того, чтобы посмотреть на реакцию.
(no subject) - drsemyon - May. 21st, 2014 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - tsygan_andre - May. 21st, 2014 12:41 pm (UTC) - Expand
smolenski
May. 21st, 2014 09:09 am (UTC)
Спасибо за разбор!
vadikvk54
May. 21st, 2014 09:10 am (UTC)
утро вечера мудренее
Да по контракту ты прав. Крик, шум, гам, а с чего? Контракт копеечный для обеих сторон. Китайцы больше из Туркмении поставляют. Россия хохлам такой объем поставляла. И че? Сделка века, мега проект, дурь несусветная. Сам вопрос о принципиальном сотрудничестве, вот что важно, вот что значимо. Не купи, продай, а совместные согласованные действия на длительную перспективу. Похоже именно такой подход, «кое-кого» пугает, «кое-кому» главное чтобы все разобщены были. Моя хата с краю, такой девиз бандитам, как бальзам на рану. Супер прорыв или супер провал, это для супер идиотов.
Восток дело тонкое это уже банально, но и Россия не запад. И Путин похоже своей народной мудростью пользуется и прав – утро вечера мудренее.
И если на Западе не видят кто лох в этой сделке, значит лохи они. Их разводют.
igorsavin
May. 21st, 2014 09:14 am (UTC)
По вопросу о сотрудничестве России с Китаем, очень интересно рассказывает Девятов. Кстати он еще до начала поездки Путина, предрек, что ничего у него не выйдет.
Здесь большая лекция о событиях текущих на Украине, и о роли Китая .
http://khazin.livejournal.com/636740.html
igorsavin
May. 21st, 2014 09:19 am (UTC)
Россию сейчас загнали в стратегический тупик, и выбраться она из него сможет только очень неординарным способом.
Посмотрим - потянет ли путин такое решение и действие.
(no subject) - eugene771 - May. 21st, 2014 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - maryazarevna - May. 22nd, 2014 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - kartmazov1 - May. 21st, 2014 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - igorsavin - May. 21st, 2014 11:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - kartmazov1 - May. 21st, 2014 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - igorsavin - May. 21st, 2014 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maryazarevna - May. 22nd, 2014 10:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - rus_art6820 - May. 21st, 2014 02:36 pm (UTC) - Expand
wild_honey_ru
May. 21st, 2014 09:17 am (UTC)
как я по вам соскучилась)
yasnaya
May. 21st, 2014 09:38 am (UTC)
+1 :)
al_mazo
May. 21st, 2014 09:20 am (UTC)
доктор Го Чанган из Центра стратегических исследовани
«Китай может позволить платить за российский газ и «европейскую» цену на газ, однако исходя из переговорного процесса можно сделать вывод, что отсутствие договоренности о цене — это не все, — уверен эксперт. — Скорее всего в кулуарах обсуждаются и другие проекты, переговорный процесс по которым проходит медленно или застопорился, поэтому, пока по ним не будет сдвига, китайская сторона не будет идти навстречу российской в газовом вопросе».
holland44
May. 21st, 2014 09:47 am (UTC)
Re: доктор Го Чанган из Центра стратегических исследова
Враньё !
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
( 210 comments — Leave a comment )

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek