chipstone (chipstone) wrote,
chipstone
chipstone

Category:

Динамика трансцендентного развития индивидов как фактор социогенеза (3)

МОДЕЛЬ СОЦИОГЕНЕЗА

Всех людей можно представить в виде абстрактных объёмных сферических моделей с ядром, состоящим из твёрдой материи с градиентом плотности вещества от центра к периферии, и внешними полями сопряжения и осознания. Естественно, как и любая модель, эта тоже ограничена определёнными рамками, и за их пределами её использование становится неправомерным. Т. е. нельзя таким способом представить отдельного индивида, со всеми его личностными характеристиками (хотя можно и попробовать). Модель показывает среднюю личность определённого уровня развития.

Вот усреднённые двумерные модели людей ЭПМ, ЭА, ЭС и ЭДМ (рис. 6).

Рассмотрим некоего человека ЭДМ. Он же не сразу станет высокоразвитой личностью, ему нужно расти, взрослеть и развиваться. Только к 30-50 годам он обретёт законченную форму. Для начала представим, что он родился «точкой». По мере развития такой «точки» у неё образуются несколько зон (сфер). Вот довольно условное подразделение: сфера тела, сфера физического взаимодействия, сфера сопряжения (коммуникативная) и сфера разума. Для их описания можно применить некоторые материальные свойства: гибкость, твёрдость, упругость, мягкость, взаимопроницаемость, способность сохранять форму, растягиваться и сжиматься. Все эти свойства вполне подходят для математического описания и компьютерного моделирования. Именно на основе данных качеств обеспечивается функционирование модели социогенеза, ведь становится наглядно видно, где и как деформируются сферы физического взаимодействия, где сфера тела подвергается повышенным нагрузкам, куда направлены сферы сопряжения при терактах и как этим пользуются власти и т. д. Также становятся понятными стремления людей разного уровня, и если они не удовлетворяются, то как и где возникает напряжение.

Первая сфера («каменная») включает в себя тело и изначально заложенные личностные характеристики. Эта сфера сохраняется в самых невыносимых условиях и позволяет человеку оставаться человеком. Если же она подвергается чрезмерному воздействию, то человек «ломается» и либо погибает, либо превращается в зомби. В модель также закладываются физиологические свойства и потребности тела.

Сфера физического взаимодействия («резина») уже значительно больше, и содержит в себе практически всю видимую, материальную жизнь обычного человека, а также способность к физическому труду. Она способна деформироваться под действием «поля сопряжения» и влиянием окружающей среды.

Сфера сопряжения («поле сопряжения») определяет коммуникативные свойства индивида и отвечает за его социализацию. Как правило, структура этой сферы неоднородна и вариативна. Свойства поля определяются характером человека, образованием, воздействием соседних полей и внешней среды.

Сфера разума содержит в себе все устойчивые высокие мысли человека, его постоянные интересы и планы. Она напоминает «воздух».

Для каждого уровня создаются модели, как я уже упоминал, всего их 12. Плюс добавляются четыре вариации характера для каждой («мягкий», «гибкий», «жёсткий» и «упругий»). Затем эти личностные модели образуют модель социогенеза. Можно представить это так: в ограниченный сектор с особыми характеристиками среды «насыпаем» шарики – личностные модели. Свойства среды определяются гравитационными эффекторами. Сила гравитации используется в модели как основа действия. Притяжением обладают низ, верх, стенки, большие массы народа. Кроме того, вводятся гравитационные эффекторы разного вида, моделирующие как различные преходящие события реальной жизни, так и статичные социальные и государственные институты (органы госвласти, армия, правоохранители, образование, медицина и т. п.). Например, в случае резонансного теракта, в модели в нужном слое ставится яркая точка с сильным гравитационным потенциалом, действующим на поля сопряжения. В результате данные поля множества шариков будут вытянуты к точке, на бытовом уровне можно сказать, что интерес к происшествию максимален, всё внимание направлено на него, и, как следствие, ослабляется внимание ко всему прочему. Так частенько действуют власти, когда им нужно незаметно провести какое-либо решение.

Как только модель составлена, сразу же появляются эффекты, без труда узнаваемые в реальном мире. «Тяжёлые» шарики составляют нижний слой, более «лёгкие» всплывают и активно взаимодействуют с коллегами из других сообществ. Так образуются четыре слоя общества.

ОПИСАНИЕ СХЕМ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Описание структурной схемы

Общая структурная схема представляет собой условное изображение составляющих частей психики человека в виде совокупности слоёв (рис. 7). Слои содержат изображения фигур, символизирующих обрабатывающие и управляющие программы и подпрограммы.

рис. 7

Слой подсознания называется так потому, что выдаёт ощущения, эмоции, чувства в невербальной форме и делится на два самостоятельных подслоя – «Подсознание-1» и «Подсознание-2».

В рамках данной работы «Подсознание-1» рассматривается как единый функциональный блок, без разбиения на составляющие. «Подсознание-1» отвечает за функционирование физиологических систем организма, за обработку и первичную оценку информации от органов чувств, содержит программы условных и безусловных рефлексов, а также программы физических действий и реакций. В процессе эволюции организмов оно сформировано первым и определяет существование всех животных, от пресмыкающихся до высших млекопитающих. Физиологически ему соответствуют: «Спинной мозг», «Ромбовидный (задний) мозг», и «Средний мозг». У человека «Подсознание-1» выдаёт следующие чувства и эмоции: весь спектр физиологических удовольствий или страданий, а также сигналы, мотивирующие удовлетворение своих потребностей и избегания опасностей.

«Подсознание-2», это блок примитивной социализации, возникший в процессе эволюции у высших животных. Физиологически ему соответствует «Конечный мозг». В этом подслое подсознания содержатся и формируются программы и подпрограммы общественного поведения. У человека «Подсознание-2» отвечает за интерпретацию поступающей информации с позиции укрепления или ослабления социального статуса, вырабатывает стимулирующие сигналы для сохранения и повышения своей значимости. «Подсознание-2» выдаёт следующие чувства и эмоции: стыд, справедливость, ощущение правильности или неправильности занимаемого в социуме места, удовлетворение при повышении статуса и огорчение при понижении.

«Подсознание-1» и «Подсознание-2» обладают своей памятью, которая фиксирует события, реакцию на них и возникающие ощущения.

Слой сознания делится на три подслоя – «Предсознание», собственно «Сознание» и «Надсознание». Физиологически оно так же относится к «Конечному мозгу».

«Предсознание» содержит в себе память, программу вербализации, а также множество алгоритмов решения разнообразных проблем и программы действий и реакций на знакомые события. Оно обрабатывает всю поступающую информацию извне, прошедшую фильтр слоёв подсознания, вербализирует возникающие в них ощущения, выбирает варианты реакций по сигналам от подсознания и «Сознания». Осуществляет подготовку и запись программ как в своём блоке, так и в блоках подсознания.

«Сознание», это блок решения возникающих задач. Оно вырабатывает алгоритмы оптимального поведения, пользуясь памятью и ранее подготовленными программами, функционально относящимися к «Предсознанию». Спектр решаемых задач расширяется по мере развития человека. От сфокусированности на «Подсознании-1» (ЭПМ), до размышлений о мироздании (ЭДМ). Принято считать, что физиологически оно относится к левому полушарию, отвечающему за абстрактное мышление и логику. Функционально «Сознание» отвечает за тактику решения задач, тогда как «Надсознание» определяет стратегию.

«Надсознание», это блок образного, интегрального восприятия. Также оно вырабатывает управляющие сигналы интереса для обработки «Сознанием», формирует жизненную стратегию человека. «Надсознание» напрямую связано со «Сверхсознанием» и служит своего рода передаточным звеном, редуктором, преобразующим высшие чувственные посылы в конкретные сигналы. «Надсознание» выдаёт высшие эмоции: честь, совесть, ответственность, гордость, любовь, дружба, высшая справедливость, ощущение правильности или неправильности жизненного пути. Физиологически, по общепринятым представлениям, относится к правому полушарию.

«Сверхсознание», это то, что принято называть душой человека. Именно «Сверхсознание» развивается по мере продвижения от ЭПМ к ЭДМ. В нём в латентной форме находятся и базовые свойства личности, и опыт прожитых жизней. «Сверхсознание» выдаёт неощутимые непосредственно управляющие сигналы, которые преобразуются «Надсознанием» в высшие эмоции. К какому отделу мозга относится физиологически – неизвестно.

Вышесказанное можно проиллюстрировать функциональной блок-схемой психики человека. (рис. 8)

Рис. 8

Условные обозначения:

* Овал с надписью «Внешняя среда» – физически ощущаемый мир и социум.

* Большой прямоугольник, обозначенный пунктирной линией с надписью внутри «Человек» – собственно человек, со всеми его функциональными структурами.

* Прямоугольники с надписями внутри – функциональные блоки.

* Толстые полые стрелки – совокупность разнородных сигналов.

* Тонкие сплошные стрелки – однородные сигналы.

* Большой знак вопроса – нечто трансцендентное, непознаваемое, с чем имеет связь «Сверхсознание».

Описание функциональной схемы психики человека

Под воздействием внешней среды органы чувств вырабатывают сигналы, которые поступают в блок первичной обработки. Там они преобразуются во внутренне понятную информацию, оцениваются с точки зрения непосредственной опасности, полезности или нейтральности, соответственно чувственно «окрашиваются» и передаются на следующие блоки. При наличии сильных и/или резких сигналов, требующих немедленной реакции, в дело тут же вступает блок реагирования. Если прямой опасности нет, то информация передаётся в блоки интерпретации («Подсознание-2») и «Сознания».

«Подсознание-2» оценивает информацию с точки зрения её влияния на социальный статус. Причём вербальная информация сначала преобразуется в понятную форму «Предсознанием» (блок «Сознания»). В зависимости от результатов интерпретации, сигналы так же эмоционально «окрашиваются», и поступают в блоки реагирования и «Сознания».

Если требующая реагирования информация имеет шаблоны реакций, то собственно «Сознание» не задействуется, пребывает в пассивном состоянии или занимается своими делами – решает другие задачи. Если же реакция требуется, а шаблонов нет, то всё равно делаются попытки использовать готовые шаблоны методом незначительной подгонки или более серьёзной модификации. И только в том случае, когда ни одним из способов не удалось достичь приемлемого результата, в дело в полную силу вступает «Сознание», вырабатывает алгоритм решения и прямые команды поступают в блок реакции. Если результат удовлетворительный, то найденный алгоритм записывается в виде программы в соответствующий блок. Если же нет, то продолжается поиск решения.

Блок реакции преобразует управляющие сигналы, поступившие от других блоков, в набор непосредственных команд, идущих к мышцам. Он включает в себя управление всеми двигательными и коммуникативными ресурсами организма (движения конечностей и всего тела, мимика, речь), включёнными в блок «Органы действия».

Эффективность и адекватность реагирования определяется обратной связью между блоками первичной обработки и органами действия, проходящей через внешнюю среду.

Вся совокупность сигналов, весь жизненный опыт преобразуется в «Надсознании» и поступает в «Сверхсознание». Там она накапливается, обрабатывается и хранится в виде обобщённого личностного опыта на протяжении всех циклов земных жизней. Обратно идёт информация в виде сигналов, формирующих интерес человека к тем, или иным потокам информации и действиям. Можно сказать, что «Сверхсознание» управляет прогрессом человека во всех его воплощениях с целью накопления разностороннего опыта и формирования некой сверх-личности. Такая аналогия: игрок управляет своим компьютерным героем, тот выполняет какие-то действия в виртуальном мире и получает опыт. Какой-то опыт нужен только в том мире (в виде «прокачки» качеств компгероя), но какой-то служит развитию самого игрока.

В зависимости от важности, все управляющие сигналы ранжируются и получают ту, или иную степень приоритетности выполнения. Так, очень голодный человек будет прилагать все силы для поиска пищи, оставив без внимания прочие потребности, но если перед ним стоит более внутренне важная цель (например, вовремя доставить пакет в штаб), то выполняться будет именно она.

Свойства «Подсознания-1» (Первичная обработка информации)

* Настраиваемый фильтр фоновых сигналов. Сильный, но постоянный шум не воспринимается.

* Реакция на резкие изменения сигналов и игнорирование плавных.

* Предварительная оценка сигналов: опасность, полезность, нейтральность.

* Привыкание к резким, но однотипным сигналам. Например, выстрелы в тире постепенно начинают восприниматься как фон.

* Прямое, линейное прогнозирование развития ситуации.

* Прогнозирование ситуации по заранее подготовленным шаблонам.

* Оценка адекватности реакции.

* При превышении входящим сигналом критического уровня, может выдать неадекватный ответ.

* Формирование чувств, ощущений физиологического состояния.

* Восприятие из внешней среды скрытых сигналов, предвещающих опасность.

Свойства «Подсознания-1» (реакции)

* Однотипные сигналы вызывают однотипные реакции при отсутствии набора шаблонов.

* Безусловные рефлексы почти не поддаются коррекции, но частично могут управляться «Подсознанием-2» и «Сознанием».

* Некоторые условные рефлексы и шаблоны реагирования вырабатываются под контролем «Подсознания-2» и «Сознания».

* Выработка рефлексов и шаблонов происходит при многократном повторении внешних сигналов и/или команд «Подсознания-2» и «Сознания».

* Выбор способов реагирования, при наличии подготовленных шаблонов, осуществляется под воздействием обратной связи с блоком первичной обработки.

* Уровень адекватности ответа определяется также обратной связью.

* При неадекватной оценке критических сигналов, возникает острое реактивное состояние.

Свойства «Подсознания-2»

* Любая информация интерпретируется с точки зрения влияния на социальный статус.

* Любое действие человека также интерпретируется с той же точки зрения, и, при необходимости, компенсируется. Например, если человеку нужно совершить нечто, не соответствующее его статусу, то, в качестве компенсаторной реакции, он будет смеяться. Так он как бы оправдывается перед окружающими за своё несолидное поведение.

* Программы и подпрограммы социализации формируются, в основном, в детстве.

* В зависимости от Этапа развития, значимость блока меняется. Так, на ЭПМ программы блока имеют важнейшее значение, будучи сформированными в детстве, они императивно определяют поведение человека всю жизнь. На ЭА программы блока модифицируются в течение всей жизни и имеют хотя и высокий статус, но не императивный. На ЭС они подстраиваются под решение тех, или иных задач «Сознанием», вырабатывается харизма (некая внутренняя сила, подчиняющая себе окружающих). На ЭДМ программы социализации либо вовсе атрофируются, либо играют вспомогательную роль для физиологической жизнедеятельности индивида.

* Блок имеет возможность ощущать личностную силу (харизму) или слабость окружающих, и демонстрировать свои идентификаторы силы невербальными способами.

* Выработка чувств, ощущений и эмоций, отражающих социальный статус, его изменение.

* Линейное прогнозирование ситуации при отсутствии подготовленных шаблонов. Например, если неискушённый человек в незнакомой обстановке столкнётся с сильным моральным давлением, то он будет предполагать, что ситуация непременно дойдёт до его социального или даже физического уничтожения.

* Выбор наилучшей стратегии поведения при наличии шаблонов.

* Программы и подпрограммы формируются значительно быстрее и легче, нежели в блоке «Подсознания-1». Иногда бывает достаточно однократного повторения. Но и стойкость программ значительно ниже.

* Уровень адекватности ответа определяется обратной связью и внутренним анализом. Причём баланс сильно зависит от личностных качеств и Этапа развития.

* В блоке почти всегда формируются паразитные компенсаторные программы, так называемые «комплексы», в той, или иной мере влияющие на поведение человека. В случае неадекватно сильного влияния, речь может идти о патологии. На ЭС и ЭДМ их значение теряется, вплоть до исчезновения.

* Интерпретация вербальной информации происходит в связке с «Предсознанием». Так ругань на незнакомом языке не будет воспринята как таковая, если не будет сопутствующих невербальных сигналов. Наоборот, при отсутствии тех же сигналов ругань на родном языке будет восприниматься адекватно.

Свойства «Сознания»

* При выборе стратегии решения задачи всегда сначала изыскивается возможность использования наработанных шаблонов из разных блоков.

* Блок «Сознание» функционально действует как единая совокупность трёх своих составляющих («Предсознания», собственно «Сознания» и «Надсознания»).

* Основное свойство – абстрактное мышление. Для этого все прочие чувства вербализируются, преобразовываются в подходящий формат.

* Блок, в отличие от блоков «Подсознания», в течение жизни может как развиваться, так и деградировать вплоть до полной атрофии.

* В зависимости от Этапа развития блок фокусируется на выполнении соответствующих стратегических задач. При этом задачи прошедшего Этапа воспринимаются как скучные, неинтересные, а следующего – как нечто непонятное.

* Наличие абстрактного мышления как инструмента жизнедеятельности свойственно людям всех Этапов, при этом его свойства от уровня развития зависят мало. Бывают умнейшие люди ЭПМ и откровенно недалёкие ЭА или ЭС. Естественно, что сильный интеллект способствует быстрому прогрессированию, слабый же наоборот – тормозит развитие.

* От Этапа развития зависит способность системного анализа. Поскольку накопленный опыт позволяет находить оптимальные решения в различных ситуациях и не тратить на это ресурсы, освобождая их для интегрального, цельного, многоаспектного осмысления проблемы.

* На ЭПМ «Сознание» оперирует всего двумя категориями оценок, типа «хорошо-плохо», «друг-враг», «добро-зло». На ЭА появляются промежуточные оценки, типа «хорошо, но не очень», «враг, но может быть полезен». На ЭС и ЭДМ приходит понимание относительности оценок и способность рассматривания проблем, ситуаций, объектов и субъектов вовсе безоценочно.

* Блок формирует внешние и внутренние качества эго человека в соответствии с получаемой информацией из «Сверхсознания».

* «Сознание» вырабатывает управляющие сигналы как под воздействием со стороны «Подсознания» и «Сверхсознания», так и самостоятельно. Т. е. может само себе ставить задачи и решать их.

Свойства «Сверхсознания»

* Определяет базовые свойства личности – уровень развития, тип прогрессирования, предрасположенность к восприятию тех, или иных трансцендентных Идей.

* Накапливает необходимый совокупный опыт множества жизней.

* Использует накопленный ранее опыт для формирования интересов человека, выработки жизненной стратегии.

* Позволяет использовать ранее накопленный опыт при решении текущих проблем и задач. Например, когда-то человек был кузнецом. А в этой жизни он успешный банкир и ни разу не брал в жизни молоток. Но, при возникновении острой необходимости, он не растеряется и сможет выполнить работу, используя не готовые шаблоны, а знание методов наработки профильных шаблонов.

* Воспринимает некоторую трансцендентную информацию и передаёт её для трансформации в «Надсознание».

* Инспирирует высшие чувства как реакцию на мысли и действия человека; на окружающую действительность; на социальное или межличностное взаимодействие; на внутреннее состояние.

* В блок-схеме находится внутри схемы человека, физически же может находиться вовне, в области трансцендентного.

Смещение фокуса интересов сознания по мере эволюции человека

Рис.9

Рис.9

Плотное ядро, это «Подсознание-1». Размытая тёмно-серая оболочка – «Подсознание-2». Светло-серая оболочка – «Сознание». Фокус интересов располагается на внешней границе моделей.

Очень важно:

1. Прогрессирование идёт не дискретно, а плавно. Т. е. границы между Этапами и уровнями весьма условны. Например, ЭПМ-3 и ЭА-1 очень близки, и человек в разных ситуациях может проявлять себя то как ЭПМ, то как ЭА.

2. Количество земных жизней показано условно. Кто-то сможет пройти всю эволюцию за одну жизнь, для кого-то будет мало и нескольких десятков. Также и график развития может варьироваться в широких пределах, в зависимости от качеств конкретного человека.
Источник

Tags: Общество, Философия, Человек, Человечество
Subscribe

  • Виртуальная реальность

    Второй день виртуальные СМИ забиты темой виртуального убийства виртуального персонажа (ибо кроме как звездить в тех же СМИ он ничем не знаменит). Это…

  • Символизмом по гегемону.

    Владимир Путин вчера нанес по привычному Западу мироустройству удар намного сильнее, нежели отказ сотрудничать по плутонию. Он лично выпустил на…

  • Семнадцать минут до конца цивилизации

    Кстати об образовании. Не удержался от перепоста. Оригинал взят у autumn_flavour в Семнадцать минут до конца цивилизации История…

promo chipstone january 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments