?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжим рассматривать модель идеального государства. Пожалуй, наиболее важной и отличной от иных типов систем в саморазвивающейся системе является схема движения энергопотоков. Уже на стадии определения я характеризовал саморазвивающуюся систему, как систему с гармонизированными связями, то есть такими, напряженность которых в различных зонах системы примерно одинакова.

Но есть и вторая сторона медали. В таких системах стремление элементов к сохранению связей между собой всегда выше, нежели стремление со стороны тех же элементов к максимальной      защите собственных частных интересов даже ценой разрушения связей. То есть то, что в бытность СССР называлось приматом общественного интереса по отношению к личному. Другое дело, что под общественным интересом надо действительно понимать интересы всего общества, а не ее номенклатурной верхушки, присвоившей себе право от имени общества эти интересы трактовать так, как ей выгодно.

Идеальное государство как раз и отличает наличие встроенных механизмов контроля, способных отделить истинно общественный интерес от любых попыток выдать за него чей-то частный. Независимо от должностного положения носителя этого частного интереса. И здесь как раз наличие четко сформулированной идеологии и базирующихся на ней целей, стратегии и задач, стоящих перед обществом является хорошим инструментом такого контроля. В идеальном государстве Глава этого государства является таким же служителем Идеи, каковым являются его подданные. Соглашаясь на власть, он одновременно соглашается и на все бремя ответственности, которое эту власть сопровождает. И такое же положение вещей действует на всех уровнях служебной пирамиды. Лишь на низовом уровне, а также в частном секторе человек имеет право жить исключительно своим собственным интересом. Но в таком случае он автоматически принимает на себя и все сопутствующие ограничения. Так, например, в избирательном праве идеального государства не может быть равенства голосов всех избирателей и ограничения, связанные лишь с возрастом. Каждый человек должен иметь индивидуальный индекс избирательных прав (ИИП), рассчитываемый для всех единообразно и по открытым понятным методикам. Чем больше человек работает на общество и приносит ему пользу, тем больше его ИИП. Человек, только достигший избирательного возраста и работающий исключительно на себя, имеет минимальный ИИП.

Следующим моментом гармонизации общественных связей является унификация статусов людей, работающих в различных областях экономики и социальной сферы. Этакая всеобщая «табель о рангах», опять завязанная на пользу, приносимую человеком обществу и его профессиональную квалификацию. Частный сектор экономики приравнивается к этому исключительно через установление минимально допустимого заработка работников, ниже которых доход в частной сфере не должен опускаться.

Но самые большие отличия от существующего положения вещей в нашем реальном мире имеются в экономической области. Сегодняшние экономические законы диктуют нам примат прибыли владельцев бизнеса над всеми прочими постулатами. Так было во времена Маркса, так это и сейчас. Но такое положение вещей диктует бесконечное воспроизводство ненужной объективно продукции, бездумное потребление ресурсов планеты до их полного истощения и виртуализация жизненных целей человечества. Всему этому в идеальном государстве противопоставляется принципиально иная экономика. И государственный, а по сути общенародный характер собственности лишь маленькая вершина этого айсбрга.

Главным отличием идеальной экономики от реальной является то, что она направлена не на получение прибыли, пусть даже и всем государством, а на максимальное удовлетворение реальных материальных и духовных потребностей общества при минимальных тратах ресурсов. А это значит, что предприятия, выпускающие продукцию, способную использоваться длительное время, имеют приоритет по сравнению с теми, кто выпускает «одноразовые» изделия. А задача самого производства не в максимальном заработке от продажи своей продукции, а выпуске лишь такого ее объема, которое имеет заведомый спрос, а также затрачивании на ее производство минимальных ресурсов. При этом стоимость продаваемой продукции не имеет никакого значения.

В двух словах полностью объяснить эту идею довольно трудно, но ее суть такова. Чем дольше служит какой-либо предмет или оборудования, удовлетворяя конкретную потребность человека, тем больше у него есть потенциально средств для удовлетворения других своих потребностей и тем раньше он выходит на удовлетворяющий его базовый уровень материального обеспечения своей жизни. Но для этого целями предприятий, эту продукцию производящих должна быть не максимизация прибыли, а именно удовлетворение спроса с постепенным переключением на выпуск новой продукции по мере его насыщения. А критерием эффективности его работы является количество ресурсов, потребленных на единицу изделия. Человеку необходимо перейти от откровенной конфронтации с Природой, прекратить насиловать планету и уничтожать на ней жизнь. Необходимо перейти к гармоничному сосуществованию с нашей биосферой, сохраняя и восстанавливая ее всеми силами. Именно потому и нужна ориентация на минимальное потребление ресурсов, восстановление экологии и очищение Земли от уже накопленного мусора. Без этого вандалы, уничтожившие прекрасную живую планету в космосе будут персонами "нон грата".

Выглядят такие требования жестко и для современного человека даже не симпатично. Мы ведь привыкли покупать новую одежду не тогда, когда старая износилась, а когда сменилась мода (виртуальные ценности), новый телефон не когда старый перестал звонить, а когда только появилась новая модель (иначе есть опасность прослыть неудачником – опять виртуальные ценности) и так далее. Но Цели достичь дальнего космоса в обозримом будущем настолько маштабны и трудно достижимы, а количество потребных на решение этой задачи настолько велико, что без всемерной экономии ресурсов и без солидарной работы всего общества на эту задачу просто не обойтись. Да и возврат от виртуальных к реальным ценностям будет во многом способствовать социальной справедливости и стабильности, то есть гармонизации тех самых связей. Ведь стоит ли с позиции обывателя завидовать успешному (довившемуся общественного признания) человеку, если он ездит на такой же машине, живет в такой же или почти такой же квартире, посещает по праздникам такие же рестораны, пользуется такими же предметами быта, только пахать ему приходится в два раза больше? А раз нет зависти, то нет и напряженности. Развивают себя сверх необходимого имени лишь те, кто стремятся не к материальному, а именно к личностному развитию, а значит, и работают с совершенно иной мотивацией. В том числе и на государственной службе.

В образовательной области также должны быть сделаны существенные изменения. Все среднее образование должно быть государственным, бесплатным и строиться пот рем типам программ. Соответственно и все учебные заведения должны быть разделены по трем категориям.

Первая категория и тип программ рассчитаны на всех учеников с 1-го по 11-й класс. Второй тип программ действует с 4-го по 11-й класс для ОД (Одаренных детей). Поскольку любой учитель может преподавать предметы лишь с той скоростью, с которой их успевают усваивать самые слабые ученики, то совершенно бессмысленно заставлять всех учиться в одном и том же режиме. В этой связи ученики, показавшие свою способность к освоению учебных материалов со скоростью выше средней переводятся в другие школы с более интенсивным режимом обучения. Третий тип школ создается с 7-го по 11-й класс для ООД (Особо одаренных детей) и уже является специализированным на той или иной области знания. В эти школы направляются проявившие себя в ОД-школах таланты, определившиеся с областью своего дальнейшего профессионального интереса. Темп обучения в таких школах еще выше. После успешного их окончания возможно поступление в ВУЗы вплоть до 3-го курса в зависимости от результатов школьного обучения.

Что может дать такая система всему обществу? Во-первых, создастся естественная конкуренция между детьми и родителями. Но происходить она будет не по толщине кошелька, как зачастую сегодня, а по отношению к учебе и реальным способностям по усвоению знаний. Ну а дети будут ориентированы не на игры и виртуальные ценности, а на стремления к знаниям и реальному успеху. Во-вторых, скорость обучения детей с различным потенциалом будет максимально приближена к возможностям детей. Поэтому в школе будет интересно учиться всем и тем интереснее, чем способнее и прилежнее ученик. В-третьих, такая система будет способствовать максимально полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала среди детей, а также вырабатывать у всех них привычку к труду с ранних лет.

Наконец, последний, но, возможно, самый важный элемент идеального государства. Воспитание духовного начала. Это невозможно сделать с помощью какой-либо догматической религии. Это должно происходить принципиально иначе. Но сначала о том, что это вообще необходимо. Одним из серьезнейших недостатков реального опыта социализма был атеизм. С одной стороны, многое было правильным, отрыв людей от конкретной религии, а вместе с тем ликвидация и религиозных различий и противоречий в обществе, как минимум, неоднозначны по результатам. Но отрыв человека от Бога в принципе это ошибка. В СССР убеждение в некотором поступлении собственными сегодняшними интересами (необходимость переживания трудностей и напряжения сил) мотивировалась лучшей жизнью последующих поколений. Это хорошая и правильная мотивация. Мы все желаем своим детям блага и успеха. Но, к сожалению, выяснилось, что этой мотивации недостаточно. Человек хочет быть мотивирован сам и сам получить «бонус» после преодоления всех навязанных ему обществом трудностей. А что может быть таковой, если атеистическое воспитание говорит, что человек это «биотушка», срок жизни которой 70-80 лет? Только стремление продлить жизнь этой самой «тушке» и обеспечить ее максимальным материальным комфортом. Именно так рассуждает большая часть людей. Увы, но подвижников в любом деле, думающих иначе, всегда абсолютное меньшинство. В результате именно по этому «слабому звену» и пришелся пропагандистский удар Запада, имевший столь печальные последствия. Это сегодня очень многие, наевшись потребительского счастья, начинают понимать, что потеряли они намного больше, чем приобрели. Но если не убрать первопричины, то даже создание сегодня каким-либо чудом этакого идеального государства рано или поздно обернется его разрушением. А потому человеку нужна ВЕРА. Не конкретная религия с ее ритуалами и далеко не всегда соответствующим собственным заповедям клиром. А именно Вера, то есть понимание разумности мироздания, его неслучайного устройства и причинности происхождения. Эта Вера должна включать в себя минимальный набор постулатов, таких, как, например, вечная жизнь Души во множестве материальных воплощений. Этот постулат присутствует практически во всех религиях, а потому не должен вызывать больших противоречий. Далее человек сам вправе определять для себя остановиться, развиваться духовно дальше самостоятельно или в рамках какой-либо религиозной традиции. Но основа должна быть для всех общей. Именно она и понимание общих задач человечества, поставленных перед нами Творцом, должны стать одним из фундаментов, на которых будет формироваться и развиваться общество и государство идеального типа.

Дальше мы поговорим о том, может ли идеальное государство возникнуть в нашей реальности, или мы уже обречены. А если может, то что для этого нужно?

promo chipstone январь 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
_hero_
May. 20th, 2013 08:23 am (UTC)
Переход от общества потребления с перепроизводством и искуственным старением товаром может быть только через открытые системы проектирования и открытие же наработанных технологий. Например те же сообщества производящие игры с открытым исходным кодом. Код доступен всем. То же самое и нужно развивать в других областях. Гибридные машины с открытыми спецификациями. Открытые технологии ветряков и солнечных станций.
Уже сейчас развивается проект Global Village Construction Set. Тоже интересный подход.
Переход к открытым телекоммуникационным системам ударит по зомби-ящику. Уже сейчас есть каналы на ютубе.
Первый из шагов это национализация всех существующих патентов и отказ от патентного права, как тормозящего развитие общества.

С голосами и правом на выбор в рамках Идеи, нужно рассмотреть более подробно и возможно в отдельном посте.

С обучением детей. Система описанная выглядит однонаправленной. Все дети одарены. Но в разных направлениях. Родители хотят дать детям лучшее, то есть того, чего сами были лишены. Но не всем детям это интересно. Одним нравятся танцы, другие работают с землей. Это видно и чувствуется. Образование нужно изначально направить на выявление именно таланта в тех областях, к которым у самого ребенка лежит душа. По этому я бы разбил так же на три этапа. Но первый это с 1 до 11 класса. Это Школа Ищущих. Дается все в равной мере. Так же есть факультативы по пол года с целью поиска себя. Биологи, химия. работа по дереву, спорт. Все что возможно. Но в рамках факультатива.
с 4 по 11 класс. Специальности. Будь то науки. Или Работа руками. Там факультативы преподают уже состоявшиеся мастера своего дела. Пример художественная школа. Рассказывают и общие направления. Но все факультативы еще более специализированы.
с 7 по 11 классы уже работа с еще в более узком направлении. Например та же работа руками по дереву. Это может быть мебель. Постройка деревянных срубов или еще чего.
Но при этой системе нельзя забывать и об общих дисциплинах.
Развитие должно быть разносторонним, и человек мог при необходимости переучится на другое направление. Например если компьютеры перестанут работать или их архитектура поменяет логику с двоичной на числа Фибоначчи.
Вузы и прочее образование нужно уже совмещать с работой. Так же как и техникумы. Это должно быть общее ведомство. То есть кто-то у станка работает, кто-то в саду детей учит, а кто-то изучает сопромат и помогает в лаборатории.
То есть человек должен понимать что его труд и специальности востребованы.
При чем градация по классам и возрасту должна быть гибкая.

Про потребности человека. Нужно то для жизни всего четыре вещи. Первая крыша над головой. При чем это миф, что она должна быть в личной собственности, она просто должна быть. Система у американцев с теми же маленькими городками подразумевает серьезное вложение в инфраструктуру. Наша система в домами коробками отрывает человека от земли. Система с загородным могла бы работать, то вырастает нагрузка на планету. Нужно что-то среднее между большими городами и маленькими. Нужно использовать любую возможную поверхность города для воссоздания природы. То есть очень хороший вариант это большие дома-кварталы с крышами ввиде парков.
Вторая потребность это перемещение между точками. Изучение новых мест. И тут все упирается в личный транспорт и закрытость границ. Нужно делать упор на государственный транспорт и аренду машин у государства. Кому-то интересно ездить на дачу по выходным. А кому-то машина нужна только в будние дни. И нужно модифицировать транспорт заменяя его на экологические аналоги.
_hero_
May. 20th, 2013 08:23 am (UTC)
дополнение.

Третья проблема, это еда и одежда. И тут нужно делать что-то с модой, отказ от нее это разрушение творческого начала, а вот бездумное следование за ней это лишний расход ресурсов. Тут еще думать нужно и много. А с едой совсем беда. Погодя за прибылью превращает весь пищевой сектор в что-то бредовое. Гниющие фрукты. Протухшее мясо, которое выдают за охлажденку. И многое другое. Этот сектор должен быть полностью плановым. При чем домашний холодильник не нужен. Очень хороший пример Тайцы и Камбоджийцы. У половины нет холодильника дома. Они едят на улице в маленьких забегаловках. При этом едят свежие вещи. Очень хорошим решением может стать общедомовые и общезаводские столовые.
И четвертая потребность это творческое начало. Человек ищет выхода своей творческой энергии. Потому любые однотипные действия на работе нужно в обязательном порядке автоматизировать и человек должен на работе заниматься творчеством. Это его начало. Если он не занимается творчеством значит нужно менять работу. Я понимаю, что однотипный труд будет. Те же производства. Но можно же менять изделия и прочее. А то в биологических роботов не долго превратится.
chipstone
May. 20th, 2013 08:29 am (UTC)
Практически не нашел, что возразить по существу. А насчет перевода множества вещей длительного, но нерегулярного пользования в общественную собственность (например, ограниченное, расчетное количество стиральных машин покупается на дом, пользуются все по графикам) сам много думал. И насчет машин пришел к тому же выводу.
_hero_
May. 20th, 2013 09:47 am (UTC)
Тут все упирается в мировозрение. Как сделать новое мировозрение частью общественного?
Использовать технологии матрицы. Стать дисгармоничным, но частью общества. А затем силой мысли вернуться в свое гармоничное состояние. Но хватит ли на это сил.
teamtime
Mar. 20th, 2014 03:24 pm (UTC)
Дельные мысли!
domosedun
May. 20th, 2013 08:27 am (UTC)
Создать-то его можно (идеальное государство), а вот сколько оно просуществует - это вопрос. Вспомнилась дискуссия старых большевиков о том можно ли создать социализм в отдельно взятой стране. На практике оказалось, что создать можно, а вот удержать в конечном счете нет.
chipstone
May. 20th, 2013 08:33 am (UTC)
Можно и удержать. Об этом как раз дальше и будет.
motopapa
May. 20th, 2013 12:56 pm (UTC)
Спасибо, идеальный образец коммунистического vision примерно с такого же начинали и Муссолини и Гитлер и большевики (если абстрагироваться от сиюминутной конъюнктурной составляющей). Хорошо, что мир видел, что это превращается в десятки миллионов трупов, слом страны и потерю практически целой цивилизации.
Подобные опыты надо тщательно изучать на примере и подобных текстов. Правда, тексты нельзя изучать в отрыве от последующей практики.
И еще, странно, что тексты появляются именно в стране, прошедшей сквозь этот эксперимент. Я бы даже сказал, что полностью эксперимент еще не окончился, а рецидивы уже есть...
chipstone
May. 20th, 2013 12:58 pm (UTC)
Уж поскорее бы закончился эксперимент, идущий последние 20 лет.
motopapa
May. 20th, 2013 01:04 pm (UTC)
простите, Алексей, на этом мы с Вами не сойдемся...
chipstone
May. 20th, 2013 01:13 pm (UTC)
Я на это не претендую. У каждого может быть своя логика и свое понимание происходящего. Главный вопрос в другом. Что стоит за этой логикой и пониманием, какие цели и какой образ будущего.
motopapa
May. 20th, 2013 03:24 pm (UTC)
образ очень хороший, а средства весьма задумчивые...
denisov2008
May. 20th, 2013 04:06 pm (UTC)
А так красиво начинали.
Все шло правильно. Системы, связи- просто отлично. И такой ляп:
-Всему этому в идеальном государстве противопоставляется принципиально иная экономика.

Зачем так? Уже почти поверил, что понимание систем, как основ жизни, начало свое победное шествие по планете Земля.
И облом!
Природа человека неизменна.
Жадность, подлость, скупость- мощнейшие системно образующие элементы.
Без них наша цивилизация просто развалиться.
Любая и реальная, и идеальная.
По моему, надо передумать и переписать.
А иначе снова утопия.
Увы. Еще одна. А так красиво начинали.
Ваш.

chipstone
May. 20th, 2013 05:48 pm (UTC)
Re: А так красиво начинали.
Они, конечно, мощные мотивирующие факторы, но им есть, что противопоставить, просто человеу надо дать возможность видеть все в реальной перспективе. И тем более не утопичен тип описенной экономики.
denisov2008
May. 20th, 2013 05:52 pm (UTC)
Re: А так красиво начинали.
-просто человеку надо дать возможность видеть все в реальной перспективе.
Это не ответ. В нем нет главного- развития.
Единство и борьба противоположностей.
От Аристотеля, через Гегеля к Ли Куан Ю.
Вот вам перспектива в две с половиной тысячи лет.
Ваш.
gallija
May. 20th, 2013 04:25 pm (UTC)
Детство
Если уж мы понимаем,что детство - пора неэффективная и невыгодная,то Наверху тем более.Поэтому,та благостная пора , но с др. стороны пора пустого на 80% (у 80% душ)времяпрепровождения до 14 лет будет убрана из программы развития человечества.
Обкатки её уже были.Это акселераты,на которых опробывался быстрый рост физ. тела и вундеркинды (на этих старых зрелых душах проверялось,насколько человек сможет овладевать способностями взрослых, насколько психика сможет выдержать большие перегрузки,; причём,Высших интересовал только период детства этих душ. )
До 2-х лет - ребёнок будет учиться управлять своим телом.А с 3-х начнёт соображать так же,ка 14-летний сейчас.С 14 лет это будут уже высокоразвитые личности,получать университетские образования (по нашим меркам).
Почему это станет возможно? Потому что все низкие,малопотенциальные души будут отсеяны и распределены по более низким мирам,многие будут просто уничтожены как личности - раскодированы, и в будущем на Земле станет проживать только треть от сегодняшнего населения планеты ( так что насчёт перенаселённости тоже не стоит париться раньше времени).
Дети индиго - также эксперимент.
От вундеркиндов они отличаются ещё и необычными способностями типа ясновидения,экстрасенсорной возможности лечения,гипнозом и пр.,а также индиго,как известно,отличаются цветом ауры.
serg8888
May. 21st, 2013 10:01 am (UTC)
Прибыль, как природа
(из Карты проекта "Устроение Державы")

01. Аксиома источника прибыли в Природе (вне собственно переработки продукта, где Труд и Разум есть интенсификаторы преобразования); что не отменяет её осмысления в социальном контексте
02. Аксиома общественной природы прибыли (в том числе исправление понятия ренты). Противоречие восприятия прибыли происходит из столкновения факта общественного контекста появления прибыли и частного характера её конкретного местопоявления. У прибыли есть исходный оператор, но появиться она может только за счёт внешних источников и неравновесности. Развитие и происходит восстановлением гармонии, справедливости (в том числе возвращением долгов) из состояний неравновесности при наличии энергии разного рода. Прибыль имеет чёткое назначение развития; как закон природы. Из не различения особенностей и значения данного процесса происходят ошибки абсолютизации какой-то одной стороны и отрицания другой.
03. Аксиома итогового распределения в продукте суммарной экономической стоимости на прибыль и зарплату (экологические затраты – часть использования прибыли)
serg8888
May. 21st, 2013 10:20 am (UTC)
Re: Прибыль, как природа
Дополнение.

(1) ...Особенности формирования (создания) и проявления (распределения) прибыли такие же, как в природе.

(2) ...ошибки абсолютизации какой-то одной стороны и отрицания другой; при нарушении полноты-целостности понимания человека и невозможности создания, полных, грамотных и взвешенных механизмов управления.
serg074
May. 22nd, 2013 12:28 pm (UTC)
Прочитал ваши мысли - есть весьма интересные моменты. Однако когда вы говорите, что "Во-первых, создастся естественная конкуренция между детьми и родителями", конечно это здорово, однако конкуренция-конкуренции рознь. Я знаю случаи, когда родители вложив все свои знания, опыт и деньги в развитие своего чада получали "благополучного" члена общества, которому было стыдно показывать менее образованных либо успешных родителей своим знакомым из нового круга общения. Мне кажется, что здесь слово конкуренция как-то неуместно, скажем не конкуренция, а получение знаний и опыта, которые были неподвластны родителям и за освоение которых они гордятся ребенком, а он старается не конкурировать, а воплотить те их мечты, которые они в силу различных обстоятельств не смогли воплотить в жизнь.
Кстати, такое отношение состоявшихся детей к родителям было всегда может только не так сильно выражалось, как сегодня. Мне как образец подобного отношения нравиться фильм Папа с В.Машковым,где он сыграл Абрама Шварца.
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek