?

Log in

Previous Entry | Next Entry


Данный текст является исключительно личным мнением автора и не может служить ни для кого руководством к действию.

В комментах к одному из недавних постов друг задал довольно интересный вопрос: «А в чем с учетом возможных событий на экономическом и геополитическом фронтах этим летом и осенью хранить собственные сбережения?»

С учетом того, что я в последнее время понаписал относительно уже довольно близких перспектив, этот вопрос напоминает мне старый анекдот: «Оптимисты учат английский, пессимисты китайский, а реалисты автомат Калашникова». Применительно к нашей ситуации этот анекдот превращается в следующую версию: «Оптимисты копят доллар, пессимисты юань, а реалисты тушенку». При все кажущейся иронии данного варианта, не исключено, что именно реалисты окажутся в наиболее выигрышном положении. И тем не менее попробуем разобраться в вопросе, не доходя до крайностей.



Итак, что может ждать мировую финансовую систему уже в ближайшие месяцы (варианты независимы и во многом альтернативны):

·        Развал Еврозоны. В этом случае евро мгновенно превращается в рулоны туалетной бумаги с неопределенными перспективами обмена на национальные европейские валюты. Таковой обмен, безусловно, будет и любой выехавший в Европу сможет свои накопления обменять. Так же наверняка будет в какой-то степени организован и обмен безналичных евро через банковскую систему. Но здесь сразу же возникает куча сложностей как технического, так и смыслового порядка. Не подлежит сомнению, что даже при быстром и идеально организованном процессе перехода (возврата) к национальным валютам, курсы этих валют, включая даже немецкую марку, будет «штормить» довольно долго и с не самым малым размахом колебаний. Вторым риском является функционирование самой банковской системы в Европе, поскольку лишь немногие банки после развала Еврозоны найдут в себе «силы и средства» продолжить функционирование. Могу сказать совершенно определенно, что попасть в подобную переделку лично для меня было «пределом мечтаний». А потому евро у меня отсутствуют как класс.

·        Обвал (дефолт) доллара. У меня практически нет сомнений, что рано или поздно это произойдет. В случае развала Еврозоны это случится максимум в течение месяца-двух после указанного события. Временной лаг попросту будет использован для «утилизации» денег, которые устремятся из Европы в США. Разумеется, в интересах «хозяев ФРС». Так что желающим застраховаться от развала Еврозоны вполне допустимо «поиграться» в доллар. Тем более, что его курс будет расти все время до дефолта. Но при этом целесообразно иметь в виду, что выскочить можно и не успеть. Да и вариант, что дефолт доллара случится раньше, чем рухнет Евро тоже не стоит исключать из рассмотрения. Причем, данный вопрос (кто раньше доллар или Евро) находится не в экономической и даже не в политической плоскости, а напрямую связан с договоренностями Игроков. О чем мы все узнаем только после ключевых событий, когда дергаться будет поздно. Аналогично евро я располагаю едва ли парой сотен долларов, оставшихся с последнего отпуска.

·        Параллельный запуск печатных станков в США и Европе. На сегодня этот вариант, хотя бы как промежуточный, представляется мне самым вероятным. Вот только для держателей рулонов Евро и коробок с долларами, он принесет одни расстройства.

Все перечисленные выше варианты достаточно вероятными, чтобы не рекомендовать иметь в совеем распоряжении значительные запасы валют, перспективы которых во всех вариантах выглядят более, чем туманными. Из западных валют остаются еще британский Фунт (совершенно бесперспективная бумага с учетом принипиально непогашаемых долгов Британии) и швейцарский Франк. Последний выглядит довольно симпатично, если бы не одно «НО». С большой долей вероятности для обмена этого франка на что-нибудь более практичное и материальное вам придется поехать в Швейцарию. Комфортный обмен любых валют на некоторое время (от нескольких месяцев до пары лет) вполне может быть прекращен. Так же я далеко не уверен, что стоит, сломы голову бросаться покупать китайские юани (или как они официально называются «ЭрЭмБи). По сравнению с западными валютами  перспективы юаня выглядят очень неплохо, но лично у меня остается огромное количество сомнений в том, что в мире произойдет простая замена мировой валюты с «плохого доллара» на «хороший юань». Даже, если все Игроки смогут придти к соглашению относительно новой мировой валюты, ее место скорее всего займет некий «синтетик», основанный на китайском реальном производств, энергоносителях России и ряда арабских стран, а также золота «банкиров». Так что из всех сегодняшних валют явно самым предпочтительным остается рубль. Хотя бы по той простой причине, что при любых событиях, кроме ядерной войны и всеобщего хаоса, он не прекратит своего существования как законного платежного средства в нашей стране в один момент.

Из альтернативных средств вложений довольно перспективно смотрятся драгоценные металлы. На мой взгляд, даже при кардинальной смене всех существующих экономических моделей, при полной национализации всех экономик мира, золото и серебро, как минимум, на какое-то время сохранят свое значение в качестве денежных инструментов. Единственный связанный с ними риск тот, что государство может оказаться единственным законным покупателем этих металлов у населения. С соответствующим образом установленной ценой. Но не подлежит сомнению. Что даже в этом случае «черный рынок» будет «живее всех живых».

В заключение пару слов об акциях. Если будет выбран путь гиперинфляции (что достаточно вероятно), на какое-то время акции могут взлететь в цене даже сильнее, чем цены на продукты первой необходимости. Но надеяться на то, что в долгосрочной перспективе они смогут выполнить роль защитного актива, я бы не рискнул. Даже при том, что существенная доля моих собственных средств пока крутится именно на фондовом рынке. Просто я не хочу пропустить финального шоу крушения «бумажных» активов и вполне отдаю себе отчет о вероятной потере этих средств.

Ну и, разумеется, вспоминая анекдот, не стоит забывать о тушенке, а также основных видах лекарств, соли, спичках, макаронах, далее по списку. (Шутка, в которой, увы, доля шутки, а остальное не пойми что)



promo chipstone january 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
Внутренняя революция
May. 29th, 2012 12:16 pm (UTC)
было б что хранить :)
а так тандем из Калашникова и тушенки по-моему лучший вариант
chipstone
May. 29th, 2012 12:32 pm (UTC)
Самый надежный точно.
alexei_srd
May. 29th, 2012 01:55 pm (UTC)
пока можно йену прикупить. она хорошо стоИт.

chipstone
May. 29th, 2012 02:15 pm (UTC)
Йена нежизнеспособна из-за величины внутреннего долга.
alexei_srd
May. 29th, 2012 02:42 pm (UTC)
за последние несколько лет сбережения в ней давали плюс
chipstone
May. 29th, 2012 02:43 pm (UTC)
Не думаю, что сейчас хороший момент ориентироваться на прошлые периоды.
alexei_srd
May. 29th, 2012 02:59 pm (UTC)
так есть теханализ, который что-то показывает... :)
типа 70 и ниже.
хотя, все (на воде) вилами писано - в чем и где хранить.

п.с. мое мнение очень простое - тем, кто не знает про валюты и проч. прелести (демократии) - рубли и доллары 50-50. особо продвинутым товарищам нужно менять "корзину" ежемесячно.
chipstone
May. 29th, 2012 03:58 pm (UTC)
Это хорошо для обычных ситуаций. Нынешняя к этому не относится. А Йена могла бы расти, если бы пендосы ее выпустили. Но они не отдают деньги.
donskoi_s
May. 29th, 2012 03:44 pm (UTC)
Кто ждет огня, получит воду.
chipstone
May. 29th, 2012 04:02 pm (UTC)
Философская мысль. :-)))
aphextwin2000
May. 29th, 2012 04:17 pm (UTC)
Спасибо!
Ну, буду смотреть тактически далее )

насчет рубля почему сдержанный оптимизм
- проходила инфа, что еще прошлой осенью с отставкой Кудрина напечатали рублей на эквивалент 100 млрд.долларов и благополучно отправили их в нашу экономику (без обычной оглядки на навязанный нам в 90х механизм currency board - т.е. начали постепенно посылать федрезерв)

- вполне официально объявлялось, что и рубль теперь будет полноценным участником новой "мультивалютной корзины" в расчетах вместе в валютами остальных стран БРИК и присоединившихся

- и еще - ситуация лично мне напоминает 2008 год: столичная (и не только) недвижимость взлетела и остановилась.. ну дальше помним, что было..
chipstone
May. 29th, 2012 04:42 pm (UTC)
Главный аргумент в пользу рубля мне представляется все же иным - это единственный актив на территории России, который сохранит платежеспособность при любых раскладах. Даже при возникновении иных инструментов или отмены денег в принципе, он окажется последним сдавшим позиции. Никакие другие активы этого гарантировать не могут. Даже золото.
markiza333
May. 29th, 2012 05:20 pm (UTC)
В чем хранить сбережения?
Как будет заменён американский доллар - http://oko-planet.su/finances/financesday/119170-kak-budet-zamenen-amerikanskiy-dollar.html
chipstone
May. 29th, 2012 05:53 pm (UTC)
Re: В чем хранить сбережения?
Забавная статья, особенно в плане надежды на СДР. Этого не будет по одной простой причине. Прежде, чем появится новая валюта следует решить три вопроса:
1. Ликвидировать накопленные международные долги;
2. Договориться о принципах централизованной эмиссии и распределении денег;
3. Пересчитать ВВП на основе реального производства материальных ценностей.
Вы верите, что это возможно? Гораздо реалистичней выглядит вариант со всеобщей временной самоизоляцией всех стран и постепенным налаживанием двусторонних контактов.
aurea_medioc
May. 29th, 2012 06:37 pm (UTC)
Тут фасоль по баночке прикупаю. Срок хранения 5лет. Денег на золото нет :)
chipstone
May. 29th, 2012 06:48 pm (UTC)
Проще крупы и тушенку. Ликвиднее будет.
jivopyra
May. 29th, 2012 07:13 pm (UTC)
Не будет. Я тут в 2008 году эксперимент поставил - купил сразу 100 банок тушёнки по 36 руб. Не бог весть какая сумма даже для 2008 года.

Срок хранения тушёнки - 4 года. В году - 51 неделя, т.е. чтобы добро не пропало надо есть одну баночку в две недели. Если есть одну баночку в неделю можно закупить 200 банок тушёнки на 7200 руб. А если есть одну баночку в день, строго на протяжении 4-х лет, то 200х7 = 1400 баночек. На сумму 50 тыс. 400 руб. Это - абсолютный предел суммы, которую можно таким образом сберечь :(

При этом баночка, которая в 2008 стоила 36 теперь стоит около 100 рублей, т.е. за эти четыре года "вклад" прирос на ~300%. Вот только сумма его 3600-7200. И это реальный потолок, потому, что даже одну баночку тушёнки раз в неделю на протяжении 200 недель - уже подвиг аскета.

Аналогичный расчёт можно сделать для любого другого продукта, кроме соли, спичек, патронов...

А продать это добро на сторону вы всё равно не сможете, ввиду отсутствия всяческих нужных для продажи бумаг.
chipstone
May. 29th, 2012 07:25 pm (UTC)
В реальности у тушенки гораздо больший срок хранения. Особенно в подполе.
jivopyra
May. 29th, 2012 07:53 pm (UTC)
А сигареты и чай - ещё лучше. Их всегда можно сменять. Ещё есть сахар, который тоже хранится долго...

Вы никогда не слышали такого слова "кошастый"?
serafinit
May. 30th, 2012 06:43 am (UTC)
только сушить
В крупе, не уследишь и сразу жучки все потравят, в консервах белково-содержащих продуктов - мясе, рыбе, грибах при хранении может развиться бутулизм...Только сушить, мясо вялить, потом регулярно обследовать на предмет внешнего вида, досушивать там, протряхивать.В перспективе футуристического будущего - помещение для хранения должно быть совмещено с оружейной.
chipstone
May. 30th, 2012 06:51 am (UTC)
Re: только сушить
Неплохо бы.
sawoyman
May. 30th, 2012 06:56 am (UTC)
Однозначно, будет проведён очередной этап стимулирования, и именно для этого раскручивается истерия с новым витком кризиса: нужна причина для печати бабла, ведь деффицит бюджета в США в этом году просто огромен - 2,6 трлн. долларов. Помните также, что сейчас мировой финансовой системой заправляют монетаристы, и главный из них - добрый наивный Бен Бернанке, который готов раздавать доллары даже на улице. Но на гипер особо не рассчитывайте. Для его запуска деньги должны пройти буфер в виде финансового рынка, который, надо заметить, прекрасно выполняет свою функцию уже в течении порядка 50 лет. Небольшие суммы будут проходит, но это сейчас вызовет лишь ускорение инфляции.
chipstone
May. 30th, 2012 07:05 am (UTC)
Не все так замечательно. Проблема вот в чем.
1. Для сбалансированной печати денег требуется синхронность запуска станка в США и Европе. Раньше такой баланс был между США и Японией, но после Фукусимы иссяк. В противном случае США неоткуда будет брать деньги на трежери - они должны поступать из-за рубежа. При синхронной работе идет обмен деньгами и облигациями.
2. Чтобы печать денег не производила всплеска инфляции должна работать цепочка - Станок-государство - люди - финансовый рынок - облигации. Эта цепочка уже дает сбой. Банки вынуждены все больше общаться друг с другом, что приводит к перекладывангию денег из кармана в карман безо всякой прибыли. оттого и начались банкротства слабых звеньев, за счет которых крупняк еще выживает.
3. Для отсоса денег, попавших через государство в реальную экономику, на ФР должно быть две вещи - рынок должен расти и денег помимо рынка должно хватать на нормальную жизнь. Но это опять нарушено. В реальную экономику поступает все меньше денег (они нужны для утилизации на ФР и недопущения гипера), а люди все меньше тащат на ФР.
Да, долгое время эта схема работала, но у всего есть предел. И он уже подошел.
sawoyman
May. 30th, 2012 07:27 am (UTC)
1. Не волнуйтесь, после раскручивания этого витка кризиса Европа будет на всё согласна. Именно по ней он ударит больнее всего и это уже очевидно.
2,3. Вы неправильно видите устройство современной финансовой системы. Правильно, вот так:
ЦБ - ведущие банки страны - обычные банки - компании и граждане. Банки по идее должны кредитовать, а избыток денег вкладывать в финансовый сектор. Сейчас банки не кредитуют, поскольку нет надёжного заёмщика (и никто не заставляет), а все средства ЦБ буквально перетекают на финансовый рынок. Немного, конечно, выплёскивается, поскольку кое-кому из граждан удаётся поймать рыбу в мутной водичке, но в целом инфляция вызывается ростом цены на ресурсы, которые также торгуются на финансовом рынке.

Edited at 2012-05-30 07:28 am (UTC)
chipstone
May. 30th, 2012 07:40 am (UTC)
Это Вы неправильно видите систему. Возьмем самый простой пример - США. Есть более 2 трлн. дефицита бюджета, из которых около четверти приходится на процентные платежи. Эта часть - попадает напрямую в банки-кредиторы и частично идет на ФР (прибыль), а частично в реальный сектор - дивиденды, ЗП, бонусы и прочие расходные статьи типа аренды. Часть из них уходит обратно в государство в виде налогов (на инфляцию не давит), часть (но небольшая) возвращается в банки и на ФР в виде накоплений, остальное - траты реального сектора.
Оставшиеся три четверти бюджетного дефицита - это прямые необеспеченные расходы государства в реальном секторе - ВПК, содержание аппарата, социальные траты и прочее. Из этих денег на ФР попадает дай бог процентов 10-15. Остальное - производит спрос и инфляцию в реальном секторе.
sawoyman
May. 30th, 2012 07:55 am (UTC)
Согласен с Вашим дополнением, касательно бюджетных расходов, но Вы не учитываете количество внутренних долгов в США. Компании и граждане используют полученные от государства средства на погашение кредитов, и почти все деньги возвращаются обратно в банки. При этом совокупный долг не уменьшается, а растёт, что говорит о том, что страна оказалась в долговой западне.
chipstone
May. 30th, 2012 08:44 am (UTC)
Она там и оказалась.
В 2008-м на этот день долг составлял 9,9 трлн. или 266 тыс. долларов на одного жителя. А сегодня уже 15,7 трлн. или более 1 млн. на жителя. США топят и очень быстро.
sawoyman
May. 30th, 2012 09:23 am (UTC)
Внешний долг в расчёте на одного жителя США всего 50 тыс.дол., совокупный долг на одного жителя - 183 тыс.дол. Их пытаются потопить геополитические конкуренты, но они гады живучие )
chipstone
May. 30th, 2012 09:28 am (UTC)
sawoyman
May. 30th, 2012 09:44 am (UTC)
Именно, очень наглядный индикатор. Для уверенности смотрю ещё здесь http://fms.treas.gov/dts/index.html и здесь http://www.treasury.gov/resource-center/data-chart-center/tic/Documents/mfh.txt
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek