?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Сколько существует человеческая цивилизация, столько существуют понятия «Добро» и «Зло». На этом дуализме построены все религиозные и морально-нравственные концепции, каждая из которых пытается выстроить собственную систему критериев оценки и правил поведения человека в мире и обществе. И каждая из них носит настолько относительный характер, что невольно задумываешься о том, не являются ли эти базовые по своей сути понятия лишь плодом воображения коллективного человеческого разума, не имеющего никакого отношения к объективной реальности Мироздания. Типичный пример на религиозную тему – все единоверцы на стороне Добра, а иноверцы – Зло, с которым надо бороться.



Прочтение книги, которой посвящен мой предыдущий пост, заново всколыхнуло во мне желание задуматься над этой проблемой и неожиданно привело к гораздо более четкому пониманию ее сути, чем то, что я пытался уже неоднократно выразить в предыдущих материалах моей «философской» серии. (Желающие могут ознакомиться с ней в моем избранном, ключ «Мироздание»).

Итак, что есть Добро и Зло с точки зрения Всевышнего и Вселенной, в которой мы живем. Уже неоднократно я писал о том, что сама наша Вселенная есть отражение Всевышнего, в котором многомерное время превращается в пространство и только одна временная размерность оставлена без изменений. Родившись, Вселенная развивается в рамках определенных ограничений, принявших форму физических законов, от простого к сложному. Изначально (сразу после Большого Взрыва) наша Вселенная состояла из однородных (или очень небольшого количества) субатомных частиц, из которых с течением времени под воздействием различных законов, в первую очередь закона гравитации, родилось все то многообразие материальных объектов, которые мы наблюдаем сегодня.  Кроме материальных первочастиц Вселенная состояла и состоит из «Божественного Света» - Духа Всевышнего, пронизывающего все сущее и делающее его живым.

Если представить себе, что у Вселенной есть логика развития и существования, то она состоит в том, чтобы некогда распыленное до первоэлементов отражение Всевышнего в процессе эволюции и усложнения материальных форм собрался воедино в Образ, отражающий Всевышнего во всей полноте, доступной в рамках ограничений самой нашей Вселенной. Сказанное также означает, что и разум как таковой возникает в процессе все той же эволюции и усложнения материальных форм в тот момент, когда эта сложность превышает некое пороговое значение. В дальнейшем разум участвует в продолжении эволюции в качестве уже объективно действующего фактора и, видимо, должен способствовать направленному ускорению объединительных тенденций.

Из выявленного тренда Вселенной на усложнение материальных форм и стремления к слиянию можно вывести первое определение Добра и Зла. Добро – все то, что способствует усложнению форм и стремлению к объединению, а Зло выступает в виде закона энтропии, стремления к разрушению существующих сложных форм на более простые. Кстати, знак равенства между Злом и энтропией можно довольно часто встретить в различных философских концепциях.

Однако, всего сказанного явно недостаточно для полного понимания сущности рассматриваемых явлений. Если с энтропией все более или менее понятно, то сам процесс усложнения может выглядеть двояко. Даже рассмотрение простейших примеров позволяет увидеть, что объединение двух объектов может быть совершенно различным по своей сути.

Может быть поглощение одним объектом другого. Этот вариант в свою очередь разделяется на два. Первый – волк съел зайца. От этого процесса у волка на время появилась дополнительная жизненная энергия, а «объект» заяц прекратил свое существование. Второй – крупная компания поглотила более мелкую. И здесь процесс уже не столько однозначен. Он может быть по своей сути эквивалентен примеру с волком и зайцем, а может быть кардинально отличным – если в процессе поглощения покупатель получает доступ к новым технологиям, которые в сочетании в его собственными создают синергетический эффект. Но в любом случае основной характеристикой такого процесса является смерть одного из участников.

Один объект может подчинить себе другой. Например, одна корпорация купила другую, но купленную оставила самостоятельно существующей единицей. Или Земля захватила в орбиту своего притяжения Луну и сделала своим зависимым спутником. Здесь мы имеем дело уже с принципиально иным примером усложнения. Ни один из объектов не умирает (не прекращает своего существования). Тем не менее, присутствует другой момент – подчинение одной Воли другой, более сильной.

Оба приведенных примера имеют одну общую черту – усложнение происходит за счет энергии инферно, энергии подавления и подчинения. Собственно по такому принципу построена вся сегодняшняя человеческая цивилизация. Вся наша история – это бесконечное строительство цивилизационных пирамид и борьбы одних пирамид с другими за мировое господство. И это есть такое же проявление Зла, как и энтропия.

Но есть и иной принцип усложнения – принцип сознательного добровольного слияния на основе энергии Любви. Именно так образуются семьи, в которых оба партнера искренне любят друг друга. В таком слиянии оба изначальных объекта сохраняют свою самостоятельность и Волю. Но в результате их слияния образуется третий объект – семья, имеющий некоторый набор самостоятельных дополнительных характеристик, которыми не обладал до слияния ни один из индивидуальных объектов. То есть при совершенно отсутствующем подавлении индивидуальных особенностей появляется синергетический эффект слияния. Это есть Добро. Примеров такого слияния на самом деле множество. Это и объединение Родов в единый народ, и добровольное слияние компаний, в результате которого появляется новая, обладающая всем комплексом взаимодополняющих компетенций и элементов управленческой культуры.

Рассмотрение понятий Добра и Зла невозможно без понимания того, что все в мире есть Всевышний и ничто не происходит помимо его Воли. Ибо все происходит с ним самим. Это означает, что и разделение на Добро и Зло до некоторой степени словно, спровоцировано самим Всевышним для создания движения, разницы потенциалов, позволяющих свободным частицам Вселенной двигаться к одному из двух полюсов. Но это же означает и неизбежность борьбы между полюсами.

Самими полюсами в этом процессе выступают Образ Всевышнего, объединенный Любовью, и мельчайшая частица, заряженная энергией инферно. При рассмотрении процесса под таким углом зрения наступает понимание, что разрушение (несмотря на энтропию) инфернального объекта любой сложности есть акт Добра, в то время как ее строительство (хоть и усложнение) – безусловное Зло. Но это бесконечный динамический процесс.

А Разум дан нам в целях возможности осознания направления, которое приведет каждого из нас ко Всевышнему.



promo chipstone january 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
etoruskiy
May. 28th, 2012 09:15 am (UTC)
Попробую сформулировать по-возможности просто
Добро - то что усиливается путем созидания сущего.

Зло - то что усиливается путем разрушения сущего.

Зло может создавать конструкции-инструменты, но это только промежуточный, а не конечный этап. Единственной задачей созданных Злом конструкций все равно будет оставаться разрушение.

Добро может разрушать, но это также промежуточный процесс, цель которого в оптимизировать процесса созидания (дробление бесформенных глыб на мелкие кирпичики, из которых будет строиться монументальное сооружение) или для разрушения/нейтрализации конструкций Зла.
chipstone
May. 28th, 2012 09:17 am (UTC)
Re: Попробую сформулировать по-возможности просто
Вы совершенно верно поняли и красиво дополнили главную Идею поста.
andrey_zlo
May. 28th, 2012 09:34 am (UTC)
Понятие Добра и Зла субъективно - тут либо стакан наполовину полон, либо наполовину пуст
u_v_s
May. 28th, 2012 10:13 am (UTC)
Если рассматривать развитие нашей вселенной от простого к сложному, то добро - это усложнение, сопровождающееся затратой энергии, синтез. Из этой логики зло - упрощение, распад с высвобождением энергии. Поэтому простой тест на добро и зло - затрата или расход энергии. Мыть посуду - трудно (это добро), курить и сквернословить - легко, как будто тебя к этому подталкивает внешняя сила (это зло). Трудолюбие, дисциплина - добро; лень, разрушение - зло. Вехи развития: материя, жизнь, потом разум. Я лично в Бога верю, но в данной парадигме он не обязательно должен осуществлять контроль всех этапов развития системы
chipstone
May. 28th, 2012 10:29 am (UTC)
А контроля как такового и нет. Контроль на уровне законов. И здесь два основных - закон развития вселенной и свобода воли разума.
nv_skobar
May. 28th, 2012 12:41 pm (UTC)
Добро и Зло, Истина и Ложь, 1 и 0... бинарная логика

а если ввести иное - не есть добро и не есть зло ?
chipstone
May. 28th, 2012 01:43 pm (UTC)
Логика бинарна только в нашем бинарном сознании.
(no subject) - nv_skobar - May. 28th, 2012 08:48 pm (UTC) - Expand
alreadd
May. 28th, 2012 01:39 pm (UTC)
Разговаривают две подруги: -Как у тебя дочка то устроилась? -Отлично.
Муж любит, шубы покупает, на курорты возит. -- А сын? -- А сыну стерва
попалась,то шубу ей купи, то на курорт свози.
chipstone
May. 28th, 2012 01:42 pm (UTC)
Все верно.
dom3d
May. 28th, 2012 02:31 pm (UTC)
Меня умиляют рассуждения про Добро и Зло в космическом масштабе.

Нет, в мега-гига-галактическом.

Раскольников убил старушку топором. Добро это или Зло.
Наверное, если рассмотреть это системе координат неевклидовой геометрии, да еще если применить 6-мерное пространство, так будет наоборот. Бабушка - это Зло- ростовщица, а Раскольников хороший - избавил мир от сквалыжницы.

По моему бред.
chipstone
May. 28th, 2012 03:52 pm (UTC)
Вы не правы. С Раскольниковым все довольно просто. Убийство почти всегда Зло, поскольку разрушает самую сложную из известных нам систем - человека. По сравнению с этим ростовщичество - невинная забава.
(no subject) - dom3d - May. 28th, 2012 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 28th, 2012 04:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dom3d - May. 28th, 2012 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 28th, 2012 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dom3d - May. 28th, 2012 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 28th, 2012 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dom3d - May. 28th, 2012 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 29th, 2012 05:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - dom3d - May. 29th, 2012 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - dom3d - May. 29th, 2012 06:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 29th, 2012 06:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - dom3d - May. 29th, 2012 07:10 am (UTC) - Expand
domosedun
May. 28th, 2012 05:37 pm (UTC)
Очень похоже, что человек и человечество изначально на полюсе ЗЛА. Любое благое дело или замысел превращают в его противоположность.
chipstone
May. 28th, 2012 05:52 pm (UTC)
Нет, просто время такое. Природа, она ведь тоже инфернальна в своей основе. И только Разум может поднять человека из инферно к Любви. Но для этого требуется в том числе и пройти опыт создания инфернальной пирамиды. Чем мы сейчас увлеченно заняты.
(no subject) - domosedun - May. 28th, 2012 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 28th, 2012 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - domosedun - May. 28th, 2012 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 28th, 2012 06:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - domosedun - May. 28th, 2012 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 28th, 2012 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - domosedun - May. 28th, 2012 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 28th, 2012 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dom3d - May. 28th, 2012 07:49 pm (UTC) - Expand
domosedun
May. 28th, 2012 05:55 pm (UTC)
Немного не по теме, но о Вселенной интересная заметка
"Вселенная — это зеркальная комната, в которой каждый предмет, находящийся внутри, дает множество своих зеркальных образов."
http://the-day-x.ru/model-vselennoj.html#more-13499
chipstone
May. 28th, 2012 06:30 pm (UTC)
Бесконечное отражение Всевышнего. :-))) Ведическая теория Мироздания.
serk90
May. 29th, 2012 09:26 am (UTC)
Рассуждая об этом через понятия Идеальная реальная личность, мнимая личность, мнимый мир и прочие, писал об этом во многом то же:
http://serk90.livejournal.com/21709.html
А в целом, всё ж таки эти понятия скорее надо применять исключительно к человеку в понимании его движения в развитии туда или обратно. Применение их к движению планет или действиям корпораций итп несколько "размывает" понимание их сути.
mr1450
Apr. 21st, 2014 10:41 am (UTC)
Любая философия упрется в вопрос о жизни после смерти! :)
Вы говорите, что Зло есть "разрушение". Возьмем теорию эволюции - организмы дают жизнь новым и.. умирают. Можно ли сказать, что смерть = Зло? Нет, т.к. мы не обладаем знаниями о "жизни после смерти".
Если исходить из нашего мира, не беря в расчет эзотерики, ад и рай, то цель одна - выжить и продлить род, передав детям запас знаний и ресурсов, чтобы они сделали так же и тому же обучили своих детей. Т.е. все сводится тупо к продлению рода. Почему при этом есть смысл помогать другим? Если взять христианскую идеологию "помощи ближнему", она полностью оправдана с т.з. эволюции: вы помогли кому-то - он стал вашим другом; если все вокруг - ваши друзья, то ваши шансы на выживание заметно возрастают (сейчас для этого используют модное слово "нетворкинг").
Нынешнее общество растит и "кормит" многих иждивенцев - например, инвалидов, т.е. людей, неспособных работать. НО! Небольшой процент этих людей, благодаря(!) своим условиям жизни (у них ограничены физ. возможности, и они направляют ВЕСЬ потенциал в другие русла - Хоккинг, например), дает\может дать нам идеи\технологии, которые могут сильно помочь человечеству. Крутые бизнесмены внедряют новые технологии в мир (свет, мосты, ж\д дороги - да что угодно), а куча нас - т.н. "простых людей" - хоть и отдают за это деньги, но помогают двигать человечество вперед.
Каждый элемент системы необходим. Даже если на 10000 иждивенцев 1 что-то изобретет - вложения в 10000 целесообразны. Такая рулетка, где каждое число может выиграть намного больше чем х37 ставки, поэтому приходится ставить на каждое.
Нельзя говорить, что вот этот человек - полезен для человечества, а этот - вреден. Все выполняют одну цель и развивают функции человечества в целом. Воры и убийцы развивают защитные механизмы общества. Да, мы теряем, но приобретаем систему совершеннее предыдущей.
Добра и Зла не существует в физическом мире. Это критерии нашего Разума, используемые в момент Выбора. "Дождь, холодно - Зло; Ясно, солнышко, тепло - Добро". ЛИШЬ ПОТОМУ, что мы знаем оба варианта. Там, где всегда одинаковая температура, погода бы не расценивалась как хорошая\плохая, а принималась бы абсолютно - есть и есть. Но есть день и ночь - и мы вынуждены выбирать. Библейский Рай мог существовать лишь в неизменных условиях :)
-------------------
Добро и Зло - есть оценка нами каких-то событий\вещей. При этом такая оценка возможна лишь в случае, если есть ЦЕЛЬ.
- Я хочу стать врачом. Сейчас я играю в компьютерные игры. Это хорошо?
- нет, это плохо, они не приведут тебя к Цели.

- Я хочу стать футболистом, я играю в футбол с пацанами. Это хорошо?
- Да, хорошо, это может привести тебя к Цели.

Так что для определения понятий Добро и Зло - сначала найдите Цель. Некая "истинная" Цель непостижима без знаний о жизни после смерти, а на этот вопрос наука и разные йоги пока ответа не имеют. Так что потенциальных Цели у нас вроде бы две:
1) Искать ответ на вопрос о жизни после смерти (искать новые знания).
2) Действовать согласно теории эволюции, пытаясь попасть на верх нашей человеческой пищевой цепочки (оперировать имеющимися знаниями".

И третья.
Любая система стремится к балансу (та же живая природа - все друг друга кушают и формируют баланс). Отсюда получается третья цель - сбалансировать нашу систему :) Эти попытки были предприняты, ЕСЛИ ВЕРИТЬ источникам, Христом, Буддой.. Ну в общем "пророками". Лично мое мнение - это были лишь грандиозные попытки некой общей цели, единения общества как общего организма. Может для своего времени и провальные. Однако, когда мы роботизируем практически всю нашу работу, и не будем нихрена делать кроме как заниматься наукой и, возможно, творчеством - там то старые идеи "помощи ближнему" и новые "человечество как единый организм" смогут быть воплощены в реальность. Точнее, к тому времени мы уже будем этим организмом.
Сумбурно, но это чистые мысли, из головы в буквы :)
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek