?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Традиционная после избрания правительства шумиха в СМИ и Сети личностей новых назначенцев среди обсуждения собственно персонажей уже коснулась и довольно любопытной темы о высшем образовании. Новоявленный профильный министр практически за день до своего объявленного назначения успел отметиться идеей о сокращении квот на бесплатное высшее образование за счет государства вдвое. Мысль о сокращении числа «бюджетников» была дополнена тем, что сумма экономии должна пойти на повышение расходов на образование оставшихся. То есть понимать это надо так. Поскольку текущих расходов на нормальное обучение студентов не хватает, а дополнительных денег «нет и не будет», то необходимо их перераспределение.

Собственно, в этом предложении емко сконцентрировалось все убожество современных подходов к вопросам государственного управления. Нами правят даже не финансисты, что само по себе та еще беда (сам такой), нами правят бухгалтера, не имеющие никакого представления о целях и стратегии государства. А потому наблюдается полное отсутствие и самих целей и стратегий.



Разумеется, это высказывание вызвало бурю «восторгов» среди блоггеров и журналистов, мгновенно обвинивших министра во всех смертных грехах. Не меньшее место в обсуждении заняла «ностальгия» по временам СССР, когда все образование было бесплатным. Для студентов бесплатным. А для государства соответственно наоборот.

Но при всем бурлении «народного» негодования за рамками обсуждения фактически остались все вопросы, которые на самом деле имело бы смысл обсудить.

А почему надо сокращать количество бюджетных мест именно вдвое? Не в полтора раза, не в три раза или в пять, а именно вдвое?

Рискну предположить, что основой для столь «точных и выверенных» расчетов послужила простая оценка разницы среднего объема государственного финансирования одного «студенто-места» и тех сумм, которые коммерческие студенты вынуждены тратить на свое образование.

Но при этом за рамками самого вопроса остается главный, а нужны ли государству студенты вообще, чтобы на них тратиться.    И если нужны, то зачем именно. Какой, например, государству прок от студента, который сразу после диплома намерился эмигрировать? Или, получив заветные корочки инженера, пойти трудиться в торговлю. Разумеется, частную. Сегодня прямая связь между образованием и трудоустройством не просто отсутствует на практике. Она отсутствует на уровне планирования государством кадровой структуры требуемых специалистов. Вот и бродят по необъятным просторам нашей Родины толпы безработных юристов-экономистов, не считая всевозможных «менеджеров спорт-баров» и «педагогов-психологов». И это в то время, когда стоящего инженера не найдешь даже в столицах, не говоря о глубинке.  Отсюда вытекает следующий вопрос – «А сколько и каких специалистов с высшим образованием государству надо?» Именно государству, а не всей стране. Ибо если надо Газпрому, Лукойлу или НЛМК, то пусть они сами и озаботятся подготовкой потребных им специалистов в необходимом количестве. И сами за все это образование заплатят. А государство должно волноваться, чтобы нужное число профильных специалистов в нужное время оказалось именно в его, государства, распоряжении.

Но если вернуться «на грешнюю землю», то мы увидим, что за те 4-5 лет, что длится обучение произойти может многое. Мало кто из нас придя на первый курс хорошо отдавал себе отчет в том, какие именно мысли и планы будут бродить в голове по получении диплома. Отсюда следует, что вообще все образование должно быть платным. Просто те, кто подписывает контракт с государством на оплату его обучения принимает на себя встречные обязательства отработать на государство, скажем, 5 лет. Там, где это государству потребуется. Или вернуть ему все затраты вдвое. Ведь государство не только время и деньги потратило, оно еще и нужного специалиста не получило вовремя. А еще должно быть обязательство со стороны студента не просто отходить все 5 лет в институт, а обязательство стать именно грамотным специалистом, который по окончании института должен пройти профильную аттестацию. Или заплатить штраф. И это если его не выкинули из института досрочно. С теми же финансовыми обременениями.

Жестко? Зато справедливо. Почему мои деньги налогоплательшика должны быть потрачены на идиота, наркомана, алкоголика или тунеядца? Я согласен вместе со всеми финансировать обучение специалистов, которые сделают мою страну сильнее, умнее, краше, богаче. Но только их, а не тех, кто ничего не готов сделать для страны сам.

Вот, вроде бы совершенно нормальные и естественные вопросы, не находите? Но почему их должен задавать и искать на них ответ простой, никому не известный блоггер, а не министр, которому это положено по должности. Именно это положено, а не «отливание в граните» очередного предложения о тупом урезании или перераспределении бюджета. Ау, господин министр. Образование это люди, а не деньги. И если Вы этого не понимаете, лучше уйдите сразу. Не позорьтесь. 



promo chipstone январь 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.

Comments

( 50 comments — Leave a comment )
ghj1
May. 23rd, 2012 06:10 pm (UTC)
Вы з это проголосовали. так что не стоит теперь пытаться сохранить невинность. вот именно этот министр - это ваш выбор. именно то что он будет делать с образованием- это ваш выбор.
chipstone
May. 23rd, 2012 06:12 pm (UTC)
Я знаю, за что и за кого я голосовал. Моя ответственность, это моя ответственность. Вы мне здесь не помощник.
(no subject) - ghj1 - May. 23rd, 2012 06:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 23rd, 2012 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ghj1 - May. 23rd, 2012 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 23rd, 2012 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ghj1 - May. 23rd, 2012 06:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 23rd, 2012 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ghj1 - May. 23rd, 2012 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Pavel Chigrin - May. 24th, 2012 12:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - ghj1 - May. 27th, 2012 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Pavel Chigrin - May. 27th, 2012 11:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ghj1 - May. 30th, 2012 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Pavel Chigrin - May. 30th, 2012 11:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ghj1 - Jun. 1st, 2012 09:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ghj1 - May. 23rd, 2012 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 23rd, 2012 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ghj1 - May. 23rd, 2012 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 23rd, 2012 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ghj1 - May. 23rd, 2012 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 23rd, 2012 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ghj1 - May. 23rd, 2012 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kavadim - May. 23rd, 2012 07:48 pm (UTC) - Expand
aptukkaev
May. 23rd, 2012 06:16 pm (UTC)
Доброго Вам вечера.
Прекрасный текст.
ghj1
May. 23rd, 2012 06:17 pm (UTC)
ваши дети и внуки учатся на платном отделении?
(no subject) - chipstone - May. 23rd, 2012 06:18 pm (UTC) - Expand
n0uck
May. 23rd, 2012 06:35 pm (UTC)
Действительно, верно всё написано. Надо мозги включать, а не финансирование урезать..

Мозги бы свои вырезанные поставили на место, чем у других что-то пытаться урезать.
chipstone
May. 23rd, 2012 06:37 pm (UTC)
Вот это и грустно.
i_look
May. 23rd, 2012 06:41 pm (UTC)
"Нами правят даже не финансисты, что само по себе та еще беда (сам такой), нами правят бухгалтера, не имеющие никакого представления о целях и стратегии государства. А потому наблюдается полное отсутствие и самих целей и стратегий."

Поведать о целях персоналу, в коммерческих, например, структурах, задача генерального директора. В большинстве организаций до этого не доходят руки, но то, что и на уровне государства этим не озаботились, досадно.

Дополню: увидев исполнителей попсы и шансон из телевизора, приглашённых в Кремль 7 числа, ещё раз убедилась в том, что с любителями этих песен во власти идентифицироваться невозможно. Стыдно потому что...
chipstone
May. 23rd, 2012 06:45 pm (UTC)
Упадок, как правило, проявляется сразу во всех сферах. Ничего удивительного.
igorsavin
May. 23rd, 2012 06:59 pm (UTC)
Путинское образование по самому позитивному для страны варианту будет основываться на обеспечении только стратегических отраслей ( путинской стратегии) специалистами. Это энергетическая, сырьевая пром-ть и все что для них необходимо для сохранения работоспособности. А так же оборонка - минимально, то, что нужно для сохранения независимости от "друзей". Все остальные будут образовываться как смогут.
Так что в ближайшее время мы увидим много преобразований образования в направлении данной "специализации" - многое сожмется, сольется и уменьшиться
chipstone
May. 23rd, 2012 07:03 pm (UTC)
Это политика выживания. Она в сущности бесперспективна и обречена на провал.
(no subject) - igorsavin - May. 23rd, 2012 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 24th, 2012 05:38 am (UTC) - Expand
vchernik
May. 23rd, 2012 07:01 pm (UTC)
Где-то этот вопрос уже поднимался, зачем, мол, платить налоги на обучение тех, кто собирается уехать. И вызвал бурную реакцию тех, кто как раз и собирался уехать, а что в этом, мол, плохого.
chipstone
May. 23rd, 2012 07:22 pm (UTC)
Разумеется, ведь бюджетные места раздаются блатникам за взятки. А встречных обязательств иметь очень не хочется.
kokos1
May. 23rd, 2012 07:12 pm (UTC)
Вроде в Беларуси так - если на бесплатном учился, то должен 2 года отработать. И отправить могут очень далеко. Не хочешь - возмещай как платник.
И собираются (или уже сделали) что "передутые" специальности типа юрист,бухгалтер,манагер вообще оставят только платные, т.к. их намного больше, чем вакансий. Если потом будет потребность - опять в бюджет включат..
chipstone
May. 23rd, 2012 07:21 pm (UTC)
И это правильно. Даже 2 года слишком мало. Только я бы дополнил это правило обратным. Если платник востребован после учебы государством, то оно компенсирует ему затраты на обучение.
(no subject) - kokos1 - May. 23rd, 2012 07:44 pm (UTC) - Expand
anga_raido
May. 23rd, 2012 07:49 pm (UTC)
Для начала, надо понимать, что образования бесплатного у нас не осталось. За "бесплатное место" во время моего поступления в ВУЗ платились такие бабки, что мне и не снилось, а какие цены сейчас, я даже не знаю. И не важно, что человек делает 4 ошибки в слове "ёж" на диктанте, он всё равно поступит. А люди, которые действительно хотят учиться - не могут себе этого позволить в силу недостатка материальных средств, мягко скажем. Инвалидность, кстати, тоже легко покупается, после чего "калеки" толпами прут в универы. Может, стоит, всё же зрить в корень, из которого эта вся замечательная коррупционная прелесть произрастает, а не рассуждать о "бесплатном образовании", которого НЕТ?
chipstone
May. 24th, 2012 05:38 am (UTC)
Ну им по должности положено хоть о чем-нибудь порассуждать. Вот в меру своих сил и умений и стараются.
Внутренняя революция
May. 23rd, 2012 08:31 pm (UTC)
хорошо, что нет такой страны - "росси", а гражданина можно смело пожурить за пропуски места на Загородном шоссе.
(Deleted comment)
chipstone
May. 24th, 2012 06:23 am (UTC)
Вы не правы. Не торгаши, а именно бухгалтера. Были бы торгаши, было бы проще. Сегодня расскажу на примере Цукерберга, как это делается. А у нас, увы, именно бухгалтера, которые ничего кроме ужасающих их расходов бюджета и необходимости свести баланс не видят.
miavv
May. 24th, 2012 07:19 am (UTC)
>> Какой, например, государству прок от студента, который сразу после диплома намерился эмигрировать? Или, получив заветные корочки инженера, пойти трудиться в торговлю.

А платить не пробовали нормально, чтобы не уезжали и не уходили в торговлю?

>> Именно государству, а не всей стране. Ибо если надо Газпрому, Лукойлу или НЛМК, то пусть они сами и озаботятся подготовкой потребных им специалистов в необходимом количестве.

Эти конторы платят государству налоги. В том числе и на подготовку специалистов.
Ну, ладно, Газпром с Лукойлом себе специалистов подготовят, если захотят. Но что делать буржуину, у которого всего два десятка специалистов предполагается? А такие конторы очень даже нужны стране.
chipstone
May. 24th, 2012 07:23 am (UTC)
Кадры, которые реально требуются получают и у нас более, чем достойные деньги.
А Вашему буржуину вполне можно выбрать себе сотрудников из коммерческих студентов. На свободном рынке.
Не путайте то, что было в СССР, когда государство было единственным и всеобщим работодателем и то, что есть сейчас. Раз у нас рынок, то пусть на этом рынке каждый о себе и заботится.
(no subject) - miavv - May. 24th, 2012 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 25th, 2012 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - miavv - May. 25th, 2012 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - May. 25th, 2012 06:39 am (UTC) - Expand
djak_krjakutny
May. 24th, 2012 11:51 am (UTC)
Правильный пост.
Всё верно.
наше принудительное высшее образование ни к чему хорошему не приведёт.
( 50 comments — Leave a comment )

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek