?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Неожиданная аналогия.


Постоянные читатели моего журнала уже знают мою любовь к проведению всевозможных аналогий между различными явлениями, связанными с попытками объяснить процессы происходящие в одной области через проявления и образы из совершенно иной сферы.

Сегодня рассмотрим страну (государство) в качестве единого биологического организма на примере человека.

При всей кажущейся непохожести друг на друга и возможной неоднозначности в правомерности такой аналогии, я думаю, что и государство и человек подчиняются одним и тем же законам, самым главным из которых является закон выживания и развития во враждебной  (или мягче – конкурентной) среде.



Некоторые аналогии при таком сравнении напрашиваются сами собой:

·        Система органов государственного управления представляет из себя центральную нервную систему. Чем быстрее эта система реагирует на внешние или внутренние раздражители, чем быстрее видит угрозы для всего организма и чем правильнее мобилизует организм на борьбу с ними, тем эффективнее и быстрее развивается государство.

·        Гражданское общество играет роль переферийной нервной системы. Ее важнейшей функцией является своевременное обнаружение любых сбоев в работе организма и сигнализирование об этих сбоях центральной нервной системе.

·        Армия так и напрашивается предстать крепкими кулаками, способными остановить любое посягательство на организм извне.

·        Органы внутреннего правопорядка – это циркулирующие по организму антитела, защищающие его от заражения.

·        Финансовая система практически полностью соответствует системе кровеносной, а сами деньги исполняют роль питательных веществ и кислорода, которые кровеносная система доносит до каждой клеточки организма. Если где-то при этом происходит закупорка сосудов, то сразу же начинаются проблемы. Особую опасность представляет концентрация крови в районе головного мозга – инсульт неминуем. Впрочем, как и недостаточное питание мозга также может привести к необратимым последствиям.

·        Народ исполняет роль мышечной массы. Если ее не кормить, то организм обессиливает, если не заставлять тренироваться, то становится ленивым и слабым (как сказал бы Гумилев – утрачивает пассионарность). При этом мышечная масса на теле не однородна и образует не один, а много различных органов. Так и народ неоднороден по своей сути. Есть адепты разных религий, есть жители разных территорий, есть разный имущественный статус. И в то же время народ един, как един организм.

·        На роль дыхательной системы вполне сгодится производственная сфера, а на роль пищеварительной – торговля.

·        Роль половой системы играет здоровая сексуальность. При ее отсутствии детородная функция атрофируется, при чрезмерных увлечениях и излишествах изнашивается с такой скоростью, что организм стареет и становится слабым и бесплодным гораздо раньше естественного срока.

·        И, наконец, главное – сердце. Кто или что может претендовать на роль этого важнейшего органа человека? Мне представляется, что это совокупный орган, олицетворяющий образование, культуру и идеологию. Это то, что заставляет двигаться организм в едином ритме. Сильная идеология – сильное сердце – сильный организм.

 

Чем мне нравится эта аналогия при всех своих условностях, это тем, что очень наглядно показывает, что по отдельности все перечисленные органы (что человека, что государства) не жизнеспособны. Не может отдельно существовать мозг, чтобы он сам не думал о собственной важности. Не может отдельно существовать сердце или легкие. Не имеет шансов на самостоятельную жизнь отрезанная нога. Боле того, все они мгновенно утрачивают всякий смысл вне целого организма. И среди них нет важных и неважных. Хотя без некоторых организм может существовать, хоть и калекой, а без некоторых умирает сразу.

В разрезе этой аллегории любопытно проявляется роль гражданского общества и оппозиции. До тех пор, пока они реально служат обществу в целом и считают своей функцией предотвращение сбоев в его работе, они не только полезны, но и необходимы. Но как только они присваивают себе право на Истину в последней инстанции (представьте себе в этой роли какой-нибудь поверхностный рецептор) и начинают бороться с обществом (с организмом), они превращаются в раковые клетки, уничтожающие организм.

То же самое можно сказать и про власть. До тех пор пока власть является регулятором жизни всего организма и следит за тем, чтобы все органы функционировали нормально и в гармонии друг с другом, государство живет, крепнет и процветает. Но как только власть ставит между собой и всеми остальными барьер и объявляет себя «царем горы», все сразу же начинает сыпаться.

Подобных аналогий можно приводить множество. Но, думаю, главное уже понятно. Остальное каждый может дополнить самостоятельно.



promo chipstone january 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
kot_ermoshka
Apr. 27th, 2012 10:30 am (UTC)
Я бы тут словами моего кума, кота Матроскина - ответил:
"Все у нас есть. Ума у нас - нет!"
Ваше "государство", выходит, списано с нашего, демо-капи-плюралистического.
chipstone
Apr. 27th, 2012 10:36 am (UTC)
Нет, пожалуй, с любого. Или есть возражения?
kot_ermoshka
Apr. 27th, 2012 11:32 am (UTC)
Я имею в виду, что в Вашей системе "мозг" - не загружен особыми функциями.
Не хватает и органов госбезопасности, которые, видимо, должны заимитировать органы, отвечающие за иммунную систему.
chipstone
Apr. 27th, 2012 11:39 am (UTC)
Так ведь мозг - это главный элемент центральной нервной системы, а госбезопасность я скопом причислил к органам внутреннего правопорядка, хотя Вы правы, их функция гораздо шире. Глаза? А МИД - речевой аппарат? :-)))

Edited at 2012-04-27 11:39 am (UTC)
kot_ermoshka
Apr. 27th, 2012 02:45 pm (UTC)
Еще немного прозрений и на Нобелевскую можно посылать.
Пристроить бы еще куда МЧС и коммунальные службы.
chipstone
Apr. 27th, 2012 03:57 pm (UTC)
Ну насчет коммунальных служб можно догадаться. А МЧС - один из видов иммунной системы.
alex_midway
Apr. 27th, 2012 10:31 am (UTC)
Аналогичную аналогию приводил я в спорах с адептами 100% рынка. Приводил ее на опровержение довода что мол все что не рентабельно -- должно умереть.
А мизинец вашей левой ступни рентабелен? Сколько он потребляет и сколько вырабатывает "прибыли"? Можете посчитать? Может отрежем его?
chipstone
Apr. 27th, 2012 10:37 am (UTC)
Точно так же, как ампутация любой конечности - крайняя мера в случае ее гангрены и никак не раньше.
tslongin
Apr. 27th, 2012 10:33 am (UTC)
Интересная аналогия. Думается пост-начало новой темы у автора.
chipstone
Apr. 27th, 2012 10:38 am (UTC)
Нет, скорее просто зарисовка для раздумий любому, кто увлечен политическими страстями.
aurea_medioc
Apr. 27th, 2012 10:35 am (UTC)
Интересно, чёрт возьми! Сегодня с утра ехал в транспорте и подбирал аналогии между организмом и социумом.
фагоцит - милиция и пр. Понял что знаний не хватает, решил поизучать попозже.
chipstone
Apr. 27th, 2012 10:38 am (UTC)
Вот как раз в тему.
(Deleted comment)
chipstone
Apr. 27th, 2012 04:03 pm (UTC)
:-))) Есть в Ваших словах определенная доля истины. И, уверяю Вас, это не единственное совпадение среди живых.
(Deleted comment)
chipstone
Apr. 27th, 2012 04:17 pm (UTC)
Пока рано. Только присматриваюсь к тому, что происходит. Но надвигается не тьма - рассвет.
dreams_keeper
Apr. 27th, 2012 06:36 pm (UTC)
Я про государство аналогии попроще строил. Сравнивал с летательным аппаратом.
Пришел к выводу, что в государстве проблема либо с обратной связью либо с блоком обработки информации.
В итоге управляющие воздействия осуществляются. Но корректировки курса не происходит, поэтому то налево повернем, то направо, то кружим на месте. В итоге, не то что взлететь, а вырулить на ВПП пока не можем.
chipstone
Apr. 27th, 2012 06:41 pm (UTC)
Помните - "По образу и подобию"? Все в мире устроено одинаково, по одним и тем же законам. Социальные, биологические, космические. Подумайте об этом. Это Правда. Просто очень редко это приходит в голову. С механическими системами сравнивать не стоит, они неполноценны без внешнего оператора.
dreams_keeper
Apr. 27th, 2012 07:07 pm (UTC)
Подумаю над этим. Но всё же до конца не уверен, что это правильно считать государство живым организмом, а не механической системой. Слишком уж система государственного управления еще несовершенна. То есть уже многоклеточное, но еше не млекопитающее. Ближе к земноводным, мне кажется.
chipstone
Apr. 28th, 2012 04:50 am (UTC)
Кстати, тоже вполне интересная аллегория - взросление и гармонизация социального организма как отражение биологической эволюции. Богатая идея. Браво!!!
pankovserg
Apr. 28th, 2012 06:06 pm (UTC)
метафора
О, помнишь у нас вышел спор на счет либеральных штампов. Я как раз тогда хотел использовать эту метафору для примера. Ну почти такую же. Только у меня одна рука была бы законодательная власть, другая исполнительная, а, так как есть еще и судебная, (и СМИ надо было куда-нибудь пристроить), то я не рискнул показать это чудовище :-) Ограничился только предложением провести натурный эксперимент: одну руку сделать независимой от другой (и с ногами тоже самое) Ты еще сказал, что я глупость сморозил. Так вот, эта твоя метафора как раз подтверждает, что принцип разделения властей -- это еще одна либеральная заморочка.
chipstone
Apr. 28th, 2012 06:14 pm (UTC)
Re: метафора
Помню такое. Видимо, ты тогда был прав. Я просто мысленно ищу способ страховки от "гнилой" узурпации во вред стране. И пока в процессе поиска. Хотя все это оправдания :-))) А то, что страна - это единый организм, это несомненно. Все, что в своей основе имеет человека (то есть не только страна, но и просто коллектив) строится по модели единого организма. Если будет время, то можно в таком же разрезе подумать о распределении ролей в управленческой команде. Наверняка совпадет, хоть и в упрощенной форме.
pankovserg
Apr. 28th, 2012 06:23 pm (UTC)
Re: метафора
"Я просто мысленно ищу способ страховки от "гнилой" узурпации во вред стране."
Зачем изобретать велосипед. Все новое - это хорошо забытое старое. У нас уже была самая оптимальная система отбора. Вспомни такие слова как десяцкий, тысяцкий. Ну, то есть 10 человек выбирали лучшего. 10 лучших выбирали самого лучшего...
chipstone
Apr. 28th, 2012 06:28 pm (UTC)
Re: метафора
Да, было такое. Вернем?
pankovserg
Apr. 28th, 2012 06:29 pm (UTC)
Re: метафора
обязательно
chipstone
Apr. 28th, 2012 06:44 pm (UTC)
Re: метафора
А адаптировать под современные реалии возможно? Все же структура не совсем пирамидальная. Есть куча параллельных и пересекающихся секторов ответственности.
pankovserg
Apr. 28th, 2012 09:26 pm (UTC)
Re: метафора
И можно и нужно. Думать надо.
Как это не совсем пирамидальная? я ж троеточие поставил. В смыле и так далее, до завершения пирамиды.
Сразу решается проблема пропорционального представления во власти, отбор наиболее лучших представителей (сосед соседа всегда лучше знает, чем какого-то хрена, которого по зомбоящику в президенты рекламируют (извини за мой французский)). Получается четкая пирамидальная иерархия власти. Это хребет системы. Назначать и контролировать их прерогатива.
Да, забыл сказать: выбирать должны не 10 человек, а 10 глав семей.
Единственная обособленная структура -- суд (из стариков. Кто как не они имеют достаточно опыта) В общем как-то так.
chipstone
Apr. 29th, 2012 05:49 am (UTC)
Re: метафора
Насчет глав семей - полностью согласен. А насчет пирамидальности я имел в виду несколько иное. Предположим, выбрали по такому принципу губернатора. Но ведь помимо административной линии есть правоохранительная, экономическая и т.д. А с ними как - в противоположном направлении? Сверху вниз?
pankovserg
Apr. 29th, 2012 04:45 pm (UTC)
Re: метафора
Да, думаю так.
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek