?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Стоит ли говорить, что текущее положение Центрального Банка РФ в системе государственного управления по сути своей неприемлемо  и не оставляет России никаких шансов на выживание? Фактически стоит удивляться тому, что мы все еще существуем в качестве пусть и «хромой», но самостоятельной державы, и все еще пытаемся как-то удержаться на плаву.

Законодательство о ЦБ необходимо срочно менять. Но вот как именно менять – вопрос особый.


Самое напрашивающееся решение – переподчинить ЦБ напрямую Правительству России или Президенту. Но будет ли такое решение верным? С одной стороны, это будет явно лучше, чем сегодня. У правительства появятся дополнительные рычаги для развития национальной экономики не только в интересах сырьевых экспортеров (это направление и сегодня не противоречит интересам ЦБ, поскольку ведет к увеличению ЗВР), а в интересах всей экономики страны. Но есть и обратная сторона медали. Бесконтрольная эмиссия будет серьезно угрожать стабильности цен. А ведь искушение закрывать любые дыры в бюджете с помощью «печатного станка» будет очень велико.

Недавно я уже высказывал свое «экзотическое» предложение по этому поводу. Его суть в том, чтобы сделать Центральный Банк РФ фактически принадлежащим все жителям нашей страны. Технически это может быть выражено в пожизненном владении каждого гражданина России одной именной (без права продажи или передачи иным способом) акцией Банка России. Такие акции эмитируются для каждого новорожденного и автоматически аннулируются со смертью человека или утери им гражданства РФ.

При всей кажущейся абсурдности этой идеи, к ней стоит присмотреться. Во-первых, у Банка России появится фактический, а не абстрактный собственник – народ России. Во-вторых, вся прибыль Банка от его операций найдет своего истинного владельца. Ведь эмиссия денег – занятие исключительно прибыльное, куда прибыльнее, чем кредитные или валютные операции. И эмиссия при всех ее минусах, связанных с рисками инфляции, бывает необходимой. Достаточно взглянуть, что стало с экономикой Греции, когда ее лишили этого инструмента. А на очереди Италия, которая до вступления в зону евро благополучно на протяжении десятилетий решала свои экономические проблемы и проблемы международной конкурентоспособности своей экономики именно за счет эмиссии. Да, инфляция от такой политики была и немалая. Но пользы для экономики, да и для граждан она приносила немалую. Инфляция в ограниченных объемах вообще явление скорее положительное, чем отрицательное для экономики. В случае «всенародного ЦБ» потери населения от инфляции вполне компенсировались бы за счет прибыли, зарабатываемой ЦБ. До 50% ежегодной прибыли ЦБ могло бы совершенно безопасно для стабильности работы банка выплачиваться гражданам России в качестве дивидендов.

С помощью такого «народного ЦБ» можно было бы достаточно просто навести порядок и в нелегком деле управления государственной коммерческой собственностью (унитарные госпредприятия, доли владения акционерных обществ и прочие юридические «новообразования» типа госкорпораций). Сегодня эти вопросы находятся либо в ведении «Росимущества», либо отдельных министерств и ведомств. В любом случае – подчинены Правительству. Хотим мы или не хотим это признавать, но здесь присутствует скрытый конфликт интересов. Чиновник, связанный с такой госкомпанией по службе, автоматически начинает лоббировать ее интересы в правительстве. Даже в ущерб прочим должностным обязанностям. Передача всех государственных пакетов акций и прав собственности автоматически ликвидировало бы этот конфликт. Более того, любая помощь ЦБ любому из этих предприятий оказывалась бы в интересах всего народа. Либо через кредитные доходы, либо через прибыль компаний, либо обоими способами одновременно.

Следующий момент. Не секрет, что состоящим на государственной службе запрещено одновременно заниматься бизнесом. В отдельных случаях это правило распространяется и на членов семьи служащего. И это правильно. Природу человека не переделать. Если есть конфликт интересов, значит, он будет использован человеком в личных целях.  Но как дело фактически обстоит сегодня? Выбирается (из числа «отдаленных» родственников, друзей) доверенное лицо, которому номинально права владения бизнесом передаются в доверительное управление. А фактически все остается как было. Чиновник и депутат весь период своего срока во власти упорно продолжает трудиться на благо своего бизнеса, лоббируя его интересы где только возможно. Но и этот конфликт автоматически «уходит», если таким доверительным управляющим становится ЦБ. В этом случае лоббируй интересы или не лоббируй, а прибыль компании пойдет на благо всего населения России.

Все вышесказанное, безусловно, относится только к вопросам владения и распределения прибыли, но не может касаться вопросов управления Банком. Любым делом должны управлять профессионалы. А подобрать профессионалов могут только другие профессионалы. В этой связи предлагаю разделить вопрос на несколько частей.

·        Председатель Совета Директоров ЦБ выбирается Президентом РФ из пяти кандидатур, предложенных Ассоциацией Российских Банков. На сегодня это наиболее авторитетная общественная организация профильных профессионалов.

·        Члены Совета Директоров ЦБ представляются Председателем ЦБ и утверждаются Государственной Думой.

·        Процедуру избрания членов Национального Банковского Совета можно оставить как есть (по несколько членов от разных ветвей власти).

·        Самое главное – ввести оперативное подчинение Совета Директоров Правительству РФ.

Нельзя обойти вниманием и политику по отношению к золото-валютным резервам. Думается, нам совершенно незачем «кормить» иностранные экономики своими ресурсами. Разумеется, совсем без ЗВР мы не обойдемся, но, имея постоянно действующие и очень крупные источники экспортной выручки, нам совершенно незачем держать «в заначке» сотни миллиардов иностранных цветных бумажек». Вполне достаточно иметь полугодовой объем средств для оплаты импортных поставок. Да и большую часть ЗВР куда надежнее хранить не в виртуальных, а в реальных активах – золоте и серебре. При этом совершенно на стоит бояться падения цен на эти активы. В отличие от «напечатанного богатства» это просто так из воздуха не возьмешь. Так что любое минимальное снижение цен на золото и серебро вполне можно было бы использовать для пополнения резерва. Золото и серебро, хранящиеся в оперативных целях за границей, необходимо разместить в подконтрольных нам банках, да и сами бывшие «совзагранбанки» стоило бы вернуть в собственность ЦБ. Великолепный инструмент национальной финансовой геополитики получится.

Вообще тему того, как можно было бы перестроить наши отношения с миром, имея полноценный суверенный Центральный Банк, можно продолжать до бесконечности. Здесь и расширение рублевой зоны на все страны СНГ, и переход на взаиморасчеты за наши энергоносители исключительно в рублях, и многое, многое другое. А главное – впервые стала бы возможной ситуация, когда главный капиталистический инструмент захвата власти впервые бы трудился на благо всего народа.

 

 


promo chipstone january 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.

Comments

( 81 comments — Leave a comment )
(no subject) - viktorkaushan - Mar. 12th, 2012 11:39 am (UTC) - Expand
chipstone
Mar. 12th, 2012 11:45 am (UTC)
Ага! Спасибо. Инфляцию от эмиссии - должны иметь все. А она ведь в первую очередь по бедным бьет, а прибыль ЦБ - в бюджет, где часть традиционно уворуют. Не надо.
(no subject) - viktorkaushan - Mar. 12th, 2012 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - viktorkaushan - Mar. 12th, 2012 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - viktorkaushan - Mar. 12th, 2012 12:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - viktorkaushan - Mar. 12th, 2012 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikg2011 - Mar. 12th, 2012 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikg2011 - Mar. 12th, 2012 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikg2011 - Mar. 12th, 2012 11:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mikg2011 - Mar. 13th, 2012 05:37 am (UTC) - Expand
ruslan63
Mar. 12th, 2012 12:09 pm (UTC)
опыт ведения финансов при Сталине - интересен, когда почему то могли справляться с "искушением" и деньги были реальным инструментом для реальной экономики. А даже сегодня денег явно не хватает, ведь как не велик сырьевой сектор российской экономики, все таки это только часть, но остальная часть российской экономики по сути не учитывается при привязке эмиссии рубля к полученной от сырья валюте.
(no subject) - viktorkaushan - Mar. 12th, 2012 12:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - viktorkaushan - Mar. 12th, 2012 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ruslan63 - Mar. 12th, 2012 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - domosedun - Mar. 12th, 2012 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ruslan63 - Mar. 12th, 2012 12:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ruslan63 - Mar. 12th, 2012 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - psychic_attack - Mar. 15th, 2012 09:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 15th, 2012 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - viktorkaushan - Mar. 12th, 2012 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - viktorkaushan - Mar. 12th, 2012 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ruslan63 - Mar. 12th, 2012 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ruslan63 - Mar. 12th, 2012 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ruslan63 - Mar. 12th, 2012 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ruslan63 - Mar. 12th, 2012 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ruslan63 - Mar. 12th, 2012 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 01:39 pm (UTC) - Expand
ruslan63
Mar. 12th, 2012 12:50 pm (UTC)
а кстати, кто выпустил олимпийские 25 рублей? там нет упоминания Банка России. Я не знаю, но интересно.
chipstone
Mar. 12th, 2012 12:52 pm (UTC)
Да, мы уже это обсуждали. Но выводы делать пока рановато.
(no subject) - ruslan63 - Mar. 12th, 2012 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 01:32 pm (UTC) - Expand
eugene771
Mar. 12th, 2012 12:52 pm (UTC)
Если с ЦБ идти до конца, то из МВФ надо выходить, из Бреттонвудских соглашений выходить(последние изменения на Ямайке были). В ВТО безусловно вступать не надо т к это часть средств ограничения суверенитета. В Конституции приоритет прав человека нужно ставить ниже приоритета суверенитета государства.Как это для инвестиций обернется неизвестно. Как на Олимпиаде в Сочи отразится и на других международных соревнованиях?
В общем президенту и его аналитикам виднее как правильное время выбрать для каждого из действий. Думаю сначала надо побольше стран получше завязать на Россию. Армию усилить. Частично что-то и могут начать делать сейчас.
chipstone
Mar. 12th, 2012 12:59 pm (UTC)
Если довести твою мысль до конца, то на следующий день после инаугурации следует объявить масштабный аудит всех имеющихся международных соглашений и участий на предмет их соответствия интересам России. И, разумеется, выйти изо всех, что не соответствуют. А если время поджимает, то сначала приостановить действие всех договоров до аудита, а потом возобновить по тем, что правильны. На самом деле это был бы страшный удар по всем недоброжелателям, но, боюсь, мы на это пойти не способны.
(no subject) - kh_sugutskiy - Aug. 25th, 2012 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Aug. 26th, 2012 05:17 pm (UTC) - Expand
searcher_info
Mar. 12th, 2012 12:54 pm (UTC)
Независимость страны начинается с независимости ее валюты.
chipstone
Mar. 12th, 2012 01:00 pm (UTC)
Абсолютно верно. И именно этого сейчас нет.
Внутренняя революция
Mar. 12th, 2012 12:55 pm (UTC)
http://oko-planet.su/finances/financesnews/106156-shveycariya-zaberet-zoloto-u-frs.html?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter
chipstone
Mar. 12th, 2012 01:02 pm (UTC)
Да, спасибо, я видел эту информацию. В ней нет ничего странного. Система разваливается на глазах и принцип "своя рубашка ближе к телу" так или иначе завладеет всеми. Просто в Швейцарии народ меньше заморочен Еврочиновниками.
illiquidum
Mar. 12th, 2012 01:22 pm (UTC)
Это Вы предлагаете такой финансовый социализм, как я понял. А в чём будет состоять заинтересованность специалистов ЦБ? С какой стати они будут заботиться о прибыли?
chipstone
Mar. 12th, 2012 01:28 pm (UTC)
Их заинтересованность ничем не отличается от заинтересованности любого менеджмента в любой другой компании.
(no subject) - illiquidum - Mar. 12th, 2012 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 01:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - illiquidum - Mar. 12th, 2012 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - illiquidum - Mar. 12th, 2012 02:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 04:03 pm (UTC) - Expand
gorlex72
Mar. 12th, 2012 01:33 pm (UTC)
Сомнительно, что России позволят подчинить Центробанк государству в той или иной форме. Скорее всего единственным выходом может быть создание при Президенте комиссии по банковскому делу, которой можно было бы передать часть полномочий Центробанка.
Идея о золотом резерве вполне здравая.
chipstone
Mar. 12th, 2012 01:38 pm (UTC)
Удивительно, не правда ли? Мы живем во внешне совершенно независимом государстве, говорим о Величии России и тут же сомневаемся в том, что нам кто-то что-то позволит сделать разумное в собственной стране.
(no subject) - gorlex72 - Mar. 13th, 2012 03:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 13th, 2012 05:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - gorlex72 - Mar. 13th, 2012 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugene771 - Mar. 12th, 2012 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 03:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugene771 - Mar. 12th, 2012 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugene771 - Mar. 12th, 2012 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chipstone - Mar. 12th, 2012 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gorlex72 - Mar. 13th, 2012 03:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - eugene771 - Mar. 13th, 2012 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - gorlex72 - Mar. 13th, 2012 07:33 am (UTC) - Expand
( 81 comments — Leave a comment )

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek