?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Преамбула для ботов: На этот раз тема достаточно важна и интересна для вдумчивого обсуждения, потому все неадекваты будут немедленно идти в бан. Благодарю за понимание.

Пожалуй ни один вопрос в современной России не вызывает столько споров и недоумения, как вопрос, каким образом в одном государстве, в одно время, при одной власти осмысленная и целенаправленная внешняя политика умудряется соседствовать с полным хаосом в отношении политики внутренней. В том числе в области экономики. При этом я не говорю о правильности, эффективности или патриотичности той и другой. Лишь о внутренней целостности и противоречивости. Не стану утверждать, что мне целиком и полностью понятны истоки этой проблемы, однако рискну предположить и попробовать обосновать, что корни этакой показательной «шизофрении» лежат в области идеологии.


Начну с чисто теоретических вопросов, без которых все дальнейшее может быть непонятным. Что такое собственно идеология, которая официально запрещена ныне конституцией в нашей стране на государственном уровне? 

Есть устоявшаяся иерархия логических понятий, на основе которых планируется и осуществляется человеческая деятельность. Всю ее я приводить не буду, но верхние уровни этой иерархии в рамках обсуждаемой темы представляют определенный интерес.

Самое важное понятие в этой иерархии это понятие «Смысл». Смысл отвечает на казалось бы простой, но основополагающий вопрос - «Зачем». Зачем человеком или обществом осуществляется та или иная деятельность. Смысл представляет собой некое пространство возможностей, в рамках которых деятельность человека и общества может быть признана для него самого полезной, то есть разумной или другими словами осмысленной – содержащей мысль.

Но это пространство настолько обширно и разнообразно, что осуществлять даже внутри него деятельность сразу по всем направлениям нереально. А потому человек разумный выбирает в нем некие точки (области), которые сам для себя именует «Цели». То есть указывает ориентиры, двигаясь к которым этот самый человек (общество) собирается достичь некоторых желаемых результатов. В сфере общественного взаимодействия эти цели часто именуются «Политиками».

Движение от стартовой точки к цели далеко не всегда бывает прямым. Более того, если не ставить перед собой цель пробить лбом крепкие ворота, как тот баран, а двигаться к цели как желаемому любой ценой результату с учетом реальных возможностей и окружающего пространства, которое отнюдь не обязано способствовать этим устремлениям, то путь практически никогда не бывает прямым.  А оптимальную, сколь угодно извилистую, но обладающую максимальными шансами привести к цели траекторию движения принято называть «Стратегией».

В принципе этих уровней для рассмотрения вопроса о сущности идеологии нам было бы достаточно, если бы не одно но. Когда речь идет об отдельно взятом человеке или любой внутренне консолидированной группе, лишенной внутренних противоречий, то цепочка «Смысл-Цель-Стратегия» проста и понятна. Однако, крупные человеческие сообщества, которыми являются государства, невозможно охарактеризовать таковыми даже с максимальной натяжкой. Они буквально сотканы из внутренних противоречий между своими членами вплоть до противоположных представлений если не о смысле, то о целях уж точно. Это неизбежно порождает даже не двойственность, а множественность понятий.

«Смысл», сформулированный в максимально общих терминах, являющихся приемлемыми для любого человека, может себе позволить некую нечеткую однозначность по типу (например) «Благополучие и высокий уровень жизни всем членам общества».  Ну кто в здравом уме откажется от таких пожеланий и устремлений? 

На уровне целей некоторая неоднозначность тоже присутствует, но конкретики уже больше. Например, «даешь молодость, богатство и здоровье, ибо быть молодым, богатым и здоровым лучше, чем старым, бедным и больным». То есть «Благополучие» как некое общее пространство получает конкретные образы, в которых это понятие воплощается. Но уже на этом уровне в формулировках появляется некоторое лукавство. Формально эти тезисы касаются всех. А в реальности всему обществу предлагается работать на то, чтобы эти самые молодость, богатство и здоровье полагались в первую очередь наиболее достойным его членам. А это у нас кто? Власть в первую очередь. Те, кто составляет ее основание в средних слоях государственного аппарата, во вторую. Те, на «штыках» и деньгах которых, она чувствует себя защищенной, в третью. Ну а все остальные потом. «В очередь, сукины дети». Ну а поскольку ресурсов, времени и всего прочего постоянно не хватает, то до всех прочих очередь не дойдет никогда, ибо нет предела совершенства для первых, вторых и третьих. Если резюмировать, то цели разделяются на истинные, преследуемые управляющим классом, и декларируемые в привлекательных для всего общества терминах.

На уровне стратегий достижения реальных и декларируемых целей все еще более запутано. Во-первых, их одновременно некое множество для разных категорий граждан. Власть ищет пути защиты от внешних недругов и укрепления внутреннего порядка. Ученые изобретают методы борьбы с болезнями и продления молодости, а заодно разрабатывают средства укрепления обороноспособности. Бизнес в борьбе с внешними конкурентами должен позаботиться о неуклонном росте уровня жизни общества, а заодно обеспечить ресурсами все устремления власти и ученых. А простые граждане упорным трудом подкрепить и обеспечить успех всех вышеназванных. Ну а всевозможные деятели культуры придать всему этому процессу привлекательность, да наполнить жизнь общества не только праведными трудами, но и развлечениями и удовольствиями. Но это в теории. А на практике все на несколько порядков сложнее. Донорами для всех категорий властителей, ученых, бизнесменов и деятелей культуры выступают простые люди. Но они же всегда и везде находятся в наименее привилегированном положении.

Если перевести все описанное в термины социологии и с привязкой к идеологии, то идеология представляет собой совокупность идей, которые удовлетворяют следующим требованиям:
1.    Обеспечивает обществом достижение целей, которые ставит перед собой управляющий класс.
2.    Исключает жесткие противоречия между соционическими квадрами (аристократией (воинами), жрецами, купцами и крестьянами).
3.    Убеждает подчиненные квадры в том, что методы управления ими со стороны правящих являются правильными с точки зрения мироустройства и относительно справедливыми.

Про соционические квадры я вспомнил не случайно. Хоть их название до определенной степени условно, в основе лежат две важнейших дуальности, характеризующих тот или иной психо- и социотип. Это дуальность Дух-материя и дуальность Пространство-время. В зависимости от внутренних приоритетов человек автоматически относится к тому или иному социотипу или квадре. Эти особенности психики и мировосприятия каждого человека в очень относительной степени зависящие от его происхождения и формальной принадлежности к той или иной страте общества. Жрец всегда живет приматом  Духа и Времени. Для него важнее всего в жизни, чтобы его Идеи жили и процветали во времени, даже когда его самого уже не будет. Воин (аристократ) живет Духом и Пространством. Его абсолютный приоритет это завоевание и удержание подконтрольного жизненного пространства. Купец это примат Материи и Времени. Самое важного для него – развитие капитала и накопление богатства во времени. Крестьянин имеет приоритеты в виде Материи и Пространства. То есть роста уровня жизни и благосостояния на подконтрольном участке территории. Посему нет ничего удивительного, что в любой общественной группе или классе могут и постоянно рождаются представители всех четырех социотипов. Лишь в очень небольшой степени на процесс формирования личности в этом плане способно повлиять образование и воспитание.

Применительно к сказанному идеология есть формализованное в терминах и понятиях мироустройство и устои того или иного общества. И в зависимости от того, из каких основных социотипов это общество состоит, идеология неизбежно принимает ту или иную направленность. Применительно к российскому обществу, состоящему почти на 90% из крестьян и почти на 10% из аристократии, идеология практически всегда объясняет, почему крестьяне должны терпеть и содержать аристократию. Усугубляется этот вопрос тем, что жреческая квадра, наиболее приспособленная по своему социотипу к формулированию идеологии, в нашей стране фактически является запрещенной, то есть практически отсутствующей.

Если брать идеальное сбалансированное общество, то каждая квадра имеет свое предназначение, находящееся в гармонии с остальными. Жрецы познают мир, формируют перспективные цели для общества и обеспечивают необходимый уровень культуры и образования общества для того, чтобы оно оказывалось способным эти цели достичь. Это созидание в нематериальной, духовной сфере. Купцы заняты созиданием в материальной сфере, обеспечивают богатство и процветание общества. Воины обеспечивают обороноспособность и защиту общества от внешних и внутренних врагов, порядок в разрешении любых внутренних конфликтов. Они организуют жизнь соответственно идеям и целям, сформулированным жрецами. Крестьяне подкрепляют это своим трудом. Но никакое реальное общество таковым не является. В каждом реальном государстве массово представлены только две квадры из четырех, третья в загоне, а четвертая практически отсутствует. Но поскольку социальные функции остаются, то их реализацией вынуждены заниматься совершенно не те, кто для этого предназначен. И получающийся суррогат как правило выглядит достаточно уродливым. Например, аристократия, исполняющая функции жрецов постоянно нацеливает общество на борьбу с врагами, даже в тех случаях, когда эти враги отсутствуют. В том числе и путем постоянного разоблачения «врагов» в собственных рядах для поддержания нужного тонуса. Она же в роли купцов, не способная к творческому созиданию материальных благ, занимается откровенным рэкетом, порождает коррупцию.  Что могут творить купцы в роли жрецов, можно наглядно увидеть на примере современного Запада, готового продать все и вся, даже собственные страны ради прибыли и сохранения капиталов. Ну а жрецы в роли аристократии, это Европа времен инквизиции или в современном мире Северная Корея.

Итак, для более четкого понимания. Жрецы – Создатели духовного наследия общества. Купцы – Созидатели его материального богатства. Аристократия – Организаторы порядка в жизни общества. Крестьяне – воплотители миропорядка и хранители традиций на массовом низовом уровне.

(Продолжение следует....)
promo chipstone january 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.

Comments

Красный Октябрь
Oct. 4th, 2016 07:31 pm (UTC)
Странно что при обсуждении столь высоких(тонких) материй в том числе и идеологии, Вы совершенно замели под плинтус само понятие идеала.

У Вас как то был Смысл и весь сразу вышел в Цель.

Смыслы описывают не Цели, а Идеалы.

Воспитание происходит во имя смыслов на основе идеалов.

Гагарин - не цель для мальчишки, он идеал в рамках его идеального.
Человек без идеального - животное.

Вы же об этом ни слова. У животного кстати куча целей и даже наверняка есть смыслы цель выжить, смысл оставить потомство, а вот с идеальным.....


"«Смысл», сформулированный в максимально общих терминах, являющихся приемлемыми для любого человека, может себе позволить некую нечеткую однозначность по типу (например) «Благополучие и высокий уровень жизни всем членам общества». Ну кто в здравом уме откажется от таких пожеланий и устремлений? "

Вы считаете благополучие и уровень в данном случае смысл???? Смысл отвечает на вопрос для чего, Вы кстати сам об этом сказали, в начале.

Благополучие и уровень - это бессмыслица сами по себе, так как это только одна координатная ветка.
Смысл же возникает при наличии минимум трех. Как результирующая.

Кстати все время хотел Вас спросит. Почему Вы например воина связываете материей. Если путь воина как раз путь духа и освобождение от материи, как предельный смысл и идеал (жертва собственной жизни во имя духа)????

Да и подобные "дуальные" характеристики других "квадр" вызывают большие вопросы.

И еще у Вас есть воин, жрец, купец, крестьянин. А кузнец??? он никто из выше перечисленных. Базовый(и в эволюции) ремесленник - рабочий - инженер(что не есть жрец), оказывающий на окружающую действительность не меньшее влияние чем другие "квадры". Вы ему отказываете в праве быть? Почему?

Edited at 2016-10-04 07:34 pm (UTC)
chipstone
Oct. 4th, 2016 07:38 pm (UTC)
Спасибо за найденную ошибку. Описался. Разумеется Воин живет не Матрией, а Пространством. Духом и Пространством. Со многими другими возражениями также готов согласиться или подумать над ними.
Красный Октябрь
Oct. 4th, 2016 08:31 pm (UTC)
Разумеется Воин живет не Матрией, а Пространством. Дух
Почему пространством???

Воин наполняет духом(действием) смыслы(идеалы) жреца.

По-вашему получается воин отдающий жизнь за побратима, офицера, гражданского, телохранитель за охраняемого не воин???? Какая тут связь с пространством???

Воин дух - действие, сила, давление преодолевающая(ее) все причем может быть направленно как во вне так и во внутрь, инвалид, преодолевающий болезнь, слабак преодолевающий собственную слабость.

Причем тут пространство????

А вот направление силе придает жрец, если он есть иначе сила слепа и безжалостна. Предает он ей рамки и направление идеалами, формируя смысл.

И к размышлению.

"Крестьянин"(не совсем тут корректный термин, крестьянин это совсем другое на мой взгляд) обеспечивает душой (людьми как массой, базисом, народом).

А вот материя и ее структура - это кузнец.

Купец же связь - пространство.

Итого 5, и очень может быть что это не предел.

По-моему тут не правильно всех их ставить в единый ряд. У меня пока структурировать не получилось так чтобы у самого не возникало вопросов, по-моему чего то еще не хватает.

aleks_visero
Oct. 4th, 2016 08:56 pm (UTC)
Re: Разумеется Воин живет не Матрией, а Пространством. Д
Пространство не плоское, а многомерное. Как-то так.
chipstone
Oct. 5th, 2016 03:24 am (UTC)
Вы невнимательно прочитали причины различия квадр
kalinka777
Oct. 5th, 2016 12:36 pm (UTC)
"И еще у Вас есть воин, жрец, купец, крестьянин. А кузнец??? он никто из выше перечисленных. "

кузнец как и крестьянин-производит. Поэтому они вместе.

Edited at 2016-10-05 12:37 pm (UTC)
Красный Октябрь
Oct. 5th, 2016 08:20 pm (UTC)
кузнец как и крестьянин-производит. Поэтому они вместе
Жрец с воином тоже производят.

Они все что-то производят. Посредством чего-то...

И у всех оно разное и ресурс и продукт. А производят все.

Так что производство само по себе не может быть критерием различия.
kalinka777
Oct. 6th, 2016 07:50 am (UTC)
Re: кузнец как и крестьянин-производит. Поэтому они вмес
Если настолько скурпулезно-то все мы созданы Единым.Тут ни ответы ни вопросы не нужны.И так ясно.

А ежели уровнем пониже, думаю Вы поняли о каком производстве и чего шла речь.

Ничего в этом мире не существует отдельно.Все взаимосвязано.

И если хотите разделения, придется эти на какие-то условности.

И в варнах - речь по-моему о долге любого человека на земле.

В прошлом настоящем или будущем.

Это - общий подход для всех времен и народов.

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek