?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Преамбула для ботов: На этот раз тема достаточно важна и интересна для вдумчивого обсуждения, потому все неадекваты будут немедленно идти в бан. Благодарю за понимание.

Пожалуй ни один вопрос в современной России не вызывает столько споров и недоумения, как вопрос, каким образом в одном государстве, в одно время, при одной власти осмысленная и целенаправленная внешняя политика умудряется соседствовать с полным хаосом в отношении политики внутренней. В том числе в области экономики. При этом я не говорю о правильности, эффективности или патриотичности той и другой. Лишь о внутренней целостности и противоречивости. Не стану утверждать, что мне целиком и полностью понятны истоки этой проблемы, однако рискну предположить и попробовать обосновать, что корни этакой показательной «шизофрении» лежат в области идеологии.


Начну с чисто теоретических вопросов, без которых все дальнейшее может быть непонятным. Что такое собственно идеология, которая официально запрещена ныне конституцией в нашей стране на государственном уровне? 

Есть устоявшаяся иерархия логических понятий, на основе которых планируется и осуществляется человеческая деятельность. Всю ее я приводить не буду, но верхние уровни этой иерархии в рамках обсуждаемой темы представляют определенный интерес.

Самое важное понятие в этой иерархии это понятие «Смысл». Смысл отвечает на казалось бы простой, но основополагающий вопрос - «Зачем». Зачем человеком или обществом осуществляется та или иная деятельность. Смысл представляет собой некое пространство возможностей, в рамках которых деятельность человека и общества может быть признана для него самого полезной, то есть разумной или другими словами осмысленной – содержащей мысль.

Но это пространство настолько обширно и разнообразно, что осуществлять даже внутри него деятельность сразу по всем направлениям нереально. А потому человек разумный выбирает в нем некие точки (области), которые сам для себя именует «Цели». То есть указывает ориентиры, двигаясь к которым этот самый человек (общество) собирается достичь некоторых желаемых результатов. В сфере общественного взаимодействия эти цели часто именуются «Политиками».

Движение от стартовой точки к цели далеко не всегда бывает прямым. Более того, если не ставить перед собой цель пробить лбом крепкие ворота, как тот баран, а двигаться к цели как желаемому любой ценой результату с учетом реальных возможностей и окружающего пространства, которое отнюдь не обязано способствовать этим устремлениям, то путь практически никогда не бывает прямым.  А оптимальную, сколь угодно извилистую, но обладающую максимальными шансами привести к цели траекторию движения принято называть «Стратегией».

В принципе этих уровней для рассмотрения вопроса о сущности идеологии нам было бы достаточно, если бы не одно но. Когда речь идет об отдельно взятом человеке или любой внутренне консолидированной группе, лишенной внутренних противоречий, то цепочка «Смысл-Цель-Стратегия» проста и понятна. Однако, крупные человеческие сообщества, которыми являются государства, невозможно охарактеризовать таковыми даже с максимальной натяжкой. Они буквально сотканы из внутренних противоречий между своими членами вплоть до противоположных представлений если не о смысле, то о целях уж точно. Это неизбежно порождает даже не двойственность, а множественность понятий.

«Смысл», сформулированный в максимально общих терминах, являющихся приемлемыми для любого человека, может себе позволить некую нечеткую однозначность по типу (например) «Благополучие и высокий уровень жизни всем членам общества».  Ну кто в здравом уме откажется от таких пожеланий и устремлений? 

На уровне целей некоторая неоднозначность тоже присутствует, но конкретики уже больше. Например, «даешь молодость, богатство и здоровье, ибо быть молодым, богатым и здоровым лучше, чем старым, бедным и больным». То есть «Благополучие» как некое общее пространство получает конкретные образы, в которых это понятие воплощается. Но уже на этом уровне в формулировках появляется некоторое лукавство. Формально эти тезисы касаются всех. А в реальности всему обществу предлагается работать на то, чтобы эти самые молодость, богатство и здоровье полагались в первую очередь наиболее достойным его членам. А это у нас кто? Власть в первую очередь. Те, кто составляет ее основание в средних слоях государственного аппарата, во вторую. Те, на «штыках» и деньгах которых, она чувствует себя защищенной, в третью. Ну а все остальные потом. «В очередь, сукины дети». Ну а поскольку ресурсов, времени и всего прочего постоянно не хватает, то до всех прочих очередь не дойдет никогда, ибо нет предела совершенства для первых, вторых и третьих. Если резюмировать, то цели разделяются на истинные, преследуемые управляющим классом, и декларируемые в привлекательных для всего общества терминах.

На уровне стратегий достижения реальных и декларируемых целей все еще более запутано. Во-первых, их одновременно некое множество для разных категорий граждан. Власть ищет пути защиты от внешних недругов и укрепления внутреннего порядка. Ученые изобретают методы борьбы с болезнями и продления молодости, а заодно разрабатывают средства укрепления обороноспособности. Бизнес в борьбе с внешними конкурентами должен позаботиться о неуклонном росте уровня жизни общества, а заодно обеспечить ресурсами все устремления власти и ученых. А простые граждане упорным трудом подкрепить и обеспечить успех всех вышеназванных. Ну а всевозможные деятели культуры придать всему этому процессу привлекательность, да наполнить жизнь общества не только праведными трудами, но и развлечениями и удовольствиями. Но это в теории. А на практике все на несколько порядков сложнее. Донорами для всех категорий властителей, ученых, бизнесменов и деятелей культуры выступают простые люди. Но они же всегда и везде находятся в наименее привилегированном положении.

Если перевести все описанное в термины социологии и с привязкой к идеологии, то идеология представляет собой совокупность идей, которые удовлетворяют следующим требованиям:
1.    Обеспечивает обществом достижение целей, которые ставит перед собой управляющий класс.
2.    Исключает жесткие противоречия между соционическими квадрами (аристократией (воинами), жрецами, купцами и крестьянами).
3.    Убеждает подчиненные квадры в том, что методы управления ими со стороны правящих являются правильными с точки зрения мироустройства и относительно справедливыми.

Про соционические квадры я вспомнил не случайно. Хоть их название до определенной степени условно, в основе лежат две важнейших дуальности, характеризующих тот или иной психо- и социотип. Это дуальность Дух-материя и дуальность Пространство-время. В зависимости от внутренних приоритетов человек автоматически относится к тому или иному социотипу или квадре. Эти особенности психики и мировосприятия каждого человека в очень относительной степени зависящие от его происхождения и формальной принадлежности к той или иной страте общества. Жрец всегда живет приматом  Духа и Времени. Для него важнее всего в жизни, чтобы его Идеи жили и процветали во времени, даже когда его самого уже не будет. Воин (аристократ) живет Духом и Пространством. Его абсолютный приоритет это завоевание и удержание подконтрольного жизненного пространства. Купец это примат Материи и Времени. Самое важного для него – развитие капитала и накопление богатства во времени. Крестьянин имеет приоритеты в виде Материи и Пространства. То есть роста уровня жизни и благосостояния на подконтрольном участке территории. Посему нет ничего удивительного, что в любой общественной группе или классе могут и постоянно рождаются представители всех четырех социотипов. Лишь в очень небольшой степени на процесс формирования личности в этом плане способно повлиять образование и воспитание.

Применительно к сказанному идеология есть формализованное в терминах и понятиях мироустройство и устои того или иного общества. И в зависимости от того, из каких основных социотипов это общество состоит, идеология неизбежно принимает ту или иную направленность. Применительно к российскому обществу, состоящему почти на 90% из крестьян и почти на 10% из аристократии, идеология практически всегда объясняет, почему крестьяне должны терпеть и содержать аристократию. Усугубляется этот вопрос тем, что жреческая квадра, наиболее приспособленная по своему социотипу к формулированию идеологии, в нашей стране фактически является запрещенной, то есть практически отсутствующей.

Если брать идеальное сбалансированное общество, то каждая квадра имеет свое предназначение, находящееся в гармонии с остальными. Жрецы познают мир, формируют перспективные цели для общества и обеспечивают необходимый уровень культуры и образования общества для того, чтобы оно оказывалось способным эти цели достичь. Это созидание в нематериальной, духовной сфере. Купцы заняты созиданием в материальной сфере, обеспечивают богатство и процветание общества. Воины обеспечивают обороноспособность и защиту общества от внешних и внутренних врагов, порядок в разрешении любых внутренних конфликтов. Они организуют жизнь соответственно идеям и целям, сформулированным жрецами. Крестьяне подкрепляют это своим трудом. Но никакое реальное общество таковым не является. В каждом реальном государстве массово представлены только две квадры из четырех, третья в загоне, а четвертая практически отсутствует. Но поскольку социальные функции остаются, то их реализацией вынуждены заниматься совершенно не те, кто для этого предназначен. И получающийся суррогат как правило выглядит достаточно уродливым. Например, аристократия, исполняющая функции жрецов постоянно нацеливает общество на борьбу с врагами, даже в тех случаях, когда эти враги отсутствуют. В том числе и путем постоянного разоблачения «врагов» в собственных рядах для поддержания нужного тонуса. Она же в роли купцов, не способная к творческому созиданию материальных благ, занимается откровенным рэкетом, порождает коррупцию.  Что могут творить купцы в роли жрецов, можно наглядно увидеть на примере современного Запада, готового продать все и вся, даже собственные страны ради прибыли и сохранения капиталов. Ну а жрецы в роли аристократии, это Европа времен инквизиции или в современном мире Северная Корея.

Итак, для более четкого понимания. Жрецы – Создатели духовного наследия общества. Купцы – Созидатели его материального богатства. Аристократия – Организаторы порядка в жизни общества. Крестьяне – воплотители миропорядка и хранители традиций на массовом низовом уровне.

(Продолжение следует....)
promo chipstone january 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.

Comments

chipstone
Oct. 4th, 2016 06:02 pm (UTC)
В целом согласен.
eternity_scout
Oct. 5th, 2016 11:21 pm (UTC)
Чип! До меня дошло, про четвертую квадру.

С самого начала мне как-то не нравилось описание Дельты как Крестьян. То есть вроде да, но не то.

Рассмотрим сначала, о чем мы вообще? Есть жизненный цикл Идеи, начинающийся из Великого Ничто (ну условно), потом ее ухватывает Альфа, и т.д. до Дельты, которая по закону жизненного цикла должна вывести Идею (или то, что от нее останется) наружу, в Ничто. То есть 1 и 4 квадры в каком-то смысле пограничные, одной ногой стоят снаружи. Ну как Рождение и Смерть, я думаю, понятно.

Так вот, "Крестьяне" - какое-то не то обозначение. К тому же, с унизительным оттенком, типа тупые, ну как это принято. А вспоминая значение квадр, Дельта - профессионалы, которые лениво пользуются Идеей, фактически затаптывая ее в землю.
Сказать что они могильщики? Тоже не то. Уничтожители? Но нет как таковой агрессии в Дельте, они же инфантило-заботливые.

И тут до меня доперло.

Идея - то о чем мы говорим - это то новое, чего пока еще нет. Цель, к которой стремятся. То есть то, что не является обыденностью. Недостигнутая цель.

И сначала она обладает высоким потенциалом новизны. Даже на этапе Гаммы она еще достаточно нова, чтобы через нее делать деньги.

И "уничтожение Идеи" - это ее ВОПЛОЩЕНИЕ. Придание ей состояния обыденности.

Ну для примера - телефон, или радио. Когда-то это было эпохальным изобретением, перевернувшим мир. Телефон был событием и предметом гордости. Денег можно было делать горы. А пойди сейчас продай проводной телефон или обычное радио. Да там маржа на уровне пластмассовых тазиков.

Так вот, роль Дельты - "уничтожение" Идеи, разжевывание, растаптывание ее в пыль, в повседневность. На Дельте Идея теряет свою новизну, перестает быть Идеей, становится частью нарастающего здания цивилизации.
И дельтийцы, будучи профи, что-то там извлекают из нее, ну типа как сантехники или электрики - у них всегда будет кусок хлеба ровно потому, что они по чуть-чуть собирают денежки с километров коммуникаций, потому что знают их.

Да, "Крестьяне" подходит, ведь крестьяне тоже на низкоприбыльном бизнесе типа пшеницы, это не нефтянка, тут по чуть-чуть с большого оборота. А пшеница как сорта и технология - это вообще-то плод трудов человечества, когда-то все это было Идеями. Но в таком случае "Крестьян" надо расшифровывать.

Что еще важно - пограничность Дельты в том, что они первые, кто над Идеей надругивается, растаптывает. Предидущие квадры Идеей восхищаются, а дельтийцы переходят к циничной ее эксплуатации, у них совсем нет пиетета. И тем самым полностью уничтожают ее потенциал новизны.

Я к чему все это говорю. Иногда говорят, что посконная Россия - как раз такая.
Ну если вспомнить - русские ведь что угодно воспримут, от пороха до атома, переварят, разломают, и заново соберут, да еще лучше и проще. И потом объявят своим.
Что русские полностью не уважают патенты, типа а давайте проще, наплюем и будет делать как нам удобнее. Это как раз уничтожение Идеи и перевод ее в повседневность.
Что Россия - кладбище цивилизаций. Ну да. Только как? К нам приваливают (монголы, шведы, немцы, поляки, французы, немцы, англичане, турки, немцы и т.д.). Мы воспринимаем их Идеи, их самое современное. Начинаем делать то же самое, только проще и яснее. И вламываем интервентам их же технологиями так, что они надолго затихают.
Это все о том же.

Складно?
chipstone
Oct. 6th, 2016 03:14 am (UTC)
В целом интересно. Только надо понимать, что вряд ли стоит говорить о жизненном цикле Идеи в неизменном состоянии. За цикл она настолько претерпевает изменения в руках каждой правящей квадрат, что не совсем понятно, одна ли она. Впрочем,надо говорить сразу о двух Идеях в рамках большого (2800) и малого (700 лет) циклов.
Мы имеем большой цикл, в котором прошло чуть менее 2000 лет. И такая Идея в нем вырисовывается. Назовём её гуманизм. Сначала пришёл Иисус (Жрец) и сказал, что есть людей нельзя. Все люди братья. Потом пришли варвары и разрушили Рим, погрязший в разврате рабовладении. Рабовладение отменили (ха-ха). Ещё через 700 лет началась эпоха Великих открытий и собственно гуманизма (для избранных). Идея уже извращена до невозможности, но развивается под купцами. Все покупается. Теперь нам предстоит вскоре начать Ее хоронить силами крестьян. А в рамках большого цикла есть малый, начавшийся 530 лет назад. Его идея это "бремя белого человека" От просветительства в начале она прошла путь через колонизацию к тотальной толерастии и сейчас начинает с 2008-го умирать в объятиях крестьян. В частности для Европы это оборачивается нашествием из бывших колоний.
eternity_scout
Oct. 6th, 2016 07:52 am (UTC)
ну я сейчас не про конкретные исторические Идеи, а в общем случае.
Я просто доводил технологию.

Одновременно Идей много обрабатывается, это понятно.

Пример в 2000 лет разумный. Ну Идее правда досталось за это время, мягко говоря.

Но как штрих - сейчас имеется русский народ, формально считающийся пост-православным, а по моей концепции - профессиональный утаптыватель Идей. И у этого народа есть одно из понятий - совесть. Не так чтобы выпирает, но очень важное. У англосаксов слова-то такого в обороте нет, не то что понятия.

И некоторые считают, что слово совесть привнесенное от христьянского со-весть, типа весть такая о Христе, ну все дела там. И можно предположить (предположить!!!) что появление совести в арсенале понятий русского народа - это отголосок появления христьянства. Можно сказать, единственный его заметный след.
А типа в дохристьянские времена и слова такого у древних русов не было, и понятия тоже. Сидели в лесу, молились колесу. (пока, в рамках примера, не будем в это углубляться)

Ну а если удачно сложится геополитическая обстановка, русские научат совести остальной мир, особенно англосаксонский. Так сказать, донесут учение Христа до всей целевой аудитории, в уже утоптанном виде.

Это я тему примера развил.

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek