?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у domestic_lynx в НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ
Меня пригласили на конференцию на экономическом факультете МГУ, в рамках ломоносовских торжеств. Разговор пойдёт об интеллекте – интеллектуальной экономике, интеллекте как факторе развития, экономике знаний и т.п. Эта тема мне очень близка. Вот о чём я скажу на этом чрезвычайно интеллектуальном собрании.


НЕВЕЖЕСТВО И МРАКОБЕСИЕ – МОТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

Профессор Катасонов рассказал в ЛГ. Он любит задавать студентам такой вопрос: «Что является главным ресурсом современной экономики?» Ответы разные: нефть, деньги, знания. И всё мимо. «Главный ресурс современной экономики, - торжественно возглашает профессор, - это дурак. Ему можно впарить всё». Смех в зале.
Забавно, правда? А на самом деле это не шутка, а, как говаривал Остап Бендер, «медицинский факт». Мотором современного развития являются невежество и мракобесие.

«ОСТАНОВИМ ЕЁ И РАССПРОСИМ: «КАК ДОШЛА ТЫ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ?»

Человечество достигло максимума своей научно-технической мощи в 60-е годы ХХ века. После этого ничего радикального в науке и технике не произошло. Движущей силой этого развития была ракетно-ядерная гонка. Символом и апофеозом научно-технической мощи был выход человека в Космос.
В это время научная профессия была самой модной и престижной, бородатые физики были героями книг и фильмов, их любили девушки, им подражали «юноши, обдумывающие житьё». Я помню, насколько был моден Космос в моё детство – в 60-е годы. Мы знали на память всех космонавтов, я, помнится, выпускала стенгазету с заголовком, которым очень гордилась: «Новая веха космической эры – радиограмма с далёкой Венеры».

Был огромный спрос на инженеров-физиков, математиков. Именно физик был в те времена современной версией «добро молодца». Каждая эпоха порождает свою версию героя нашего времени – так вот тогда это был учёный–физик. Лучшие, умнейшие поступали матшколы, а потом в какой-нибудь МИФИ или МФТИ. Очевидно: чтобы один стал мировым чемпионом, тысячи должны начать играть в футбол в дворовой команде. Точно так и чтобы один совершил мировое открытие, мириады должны выйти на старт: прилично учить физику-математику, морщить лоб над задачкой из журнала «Квант», стремиться к победе в районной олимпиаде. И все эти занятия должны быть модными, уважаемыми, престижными. Так тогда и было. Быть умным считалось модно. В моё детство был альманах «Хочу всё знать!» - там писали по большей части о науке и технике. И дети в самом деле хотели это знать.

Уже в 70-е годы словно закончилось горючее в ракете и она вышла на баллистическую орбиту. Всё шло вроде по-прежнему, но шло по инерции, душа мира ушла из этой сферы жизни. Напряжение ракетно-ядерной гонки начало сходить на нет. Постепенно ядерные сверхдержавы перестали взаправду бояться друг друга и ожидать друг от друга ядерного удара. Страх стал скорее ритуальным: советской угрозой пугали избирателей и конгрессменов в Америке, а «происками империализма» - в СССР. То есть гонка вооружений продолжалась: большое дело вообще обладает колоссальной инерцией, просто так его не остановишь: вон у нас советская жизнь до сих пор не до конца развалилась. (Я имею в виду и техническую инфраструктуру, и броделевские «стркутуры повседневности»).

Гонка вооружений продолжалась, но такого, чтоб министр обороны США выбросился из окна с криком: «Русские идут!» - такого уже быть не могло. Гонка вооружений со временем утратила свою пассионарность, стала делом не боевым, а всё больше бюрократическим.

Научно-технические требования правительств к своим научным сообществам понижались. Политическое руководство уже не говорило учёным, как тов. Берия тов.Королёву, сидя в укрытии на атомном полигоне: «Если эта штука не взорвётся, я тебе голову оторву!».

Соответственно и научная профессия, оставаясь по-прежнему престижной, всё более и более становилась просто одной из профессий, не более того.

Из анналов истории нашей семьи. Отец и дядя моего мужа на рубеже в начале 50-х годов поступили в институты: мой свёкор в Бауманский, а его брат – в МГИМО. Так вот тот, кто поступил в Бауманский, считался в своём окружении более удачливым и. так сказать, крутым, чем тот, кто поступил в МГИМО. Уже в моё время, в 70-х годах, шкала престижа изменилась на обратную.

Проявлением этого нового духа оказалась знаменитая Разрядка напряжённости, под знаком которой прошли 70-е годы. Всерьёз в военную угрозу никто не верил, не строил бункеры в огороде, не запасался противогазами. Тогда восторженные певцы Разрядки говорили, что это – истинное окончание Второй мировой войны, истинный переход к миру. Вполне возможно, в духовном, психологическом смысле именно так и было.

Соответственно и мода на науку, на естественно-техническое знание, на научный образ мышления – постепенно сходила на нет. Наука ведь не способна развиваться на собственной основе, из себя. Задачи ей всегда ставятся извне. В подавляющем большинстве случаев это задачи совершенствования военной техники. Из себя научное сообщество способно породить только то, что называется «удовлетворением собственного любопытства за казённый счёт».

В 60-70-е годы научный способ мышления (т.е. вера в познаваемость мира, в эксперимент и логическую его интерпретацию) всё больше уступала месту разного рода эзотерическим знаниям, мистике, восточным учениям. Рационализм и свойственный науке позитивизм стал активно расшатываться. В Советском Союзе это официально не дозволялось, что только подогревало интерес. Великий бытописатель советского общества Юрий Трифонов запечатлел этот переход в своих «городских» повестях. Инженеры, научные работники – герои его повестей - вдруг дружно впадают в мистику, эзотерику, организуют спиритические сеансы. На Западе в это же время распространилась мода на буддизм, йогу и т.п. учения, далёкие от рационализма и научного подхода к действительности.

Это было одной и предпосылок того, что произошло дальше. Были и другие мощные предпосылки.

«ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ, ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЙ»

Примерно в 60-е годы прогрессивное человечество настигла своеобразная напасть.

Примерно в 60-70-е годы в ведущих капиталистических странах случилось то, чего не оно, человечество, не знало с момента изгнания из рая. То, что об этом никто не трубил и не трубит, лишний раз подтверждает неоспоримое: и в своей маленькой жизни, и в общей жизни человечества люди отцеживают пустяки, а большое и главное – даже не замечают. Так что же такое случилось?

Случилось страшное.

Базовые бытовые потребности подавляющего большинства обывателей оказались удовлетворенными.

Что значит: базовые? Это значит: естественные и разумные. Потребности в достаточной и здоровой пище, в нормальной и даже не лишённой определённой красоты одежде по сезону, в достаточно просторном и гигиеничном жилье. У семьи завелись автомобили, бытовая техника.

Ещё в 50-е и в 60-е годы это было американской мечтой – мечтой в смысле доступным далеко не всем. В Англии 50-х годов даже родилось такое слово subtopia – склеенное из двух слов «suburb» (пригород) и «utopia»: мечта о собственном домике в пригороде, оснащённым всеми современными удобствами.

Пару лет назад назад блогер Divov разместил в своём журнале интересный материал на эту тему. Это перевод фрагмента воспоминаний о жизни в Англии, в провинциальном шахтёрском городке рубежа 50-х и 60-х годов. Так вот там на весь городок была одна (!!!) ванная, «удобства» у всех жителей были на дворе, содержимое ночных горшков к утру покрывалось льдом, мама стирала в корыте, фрукты покупались только когда кто-то заболевал, а цветы – когда умирал.

Так вот достаточный житейский комфорт и обеспеченность стали доступны примерно двум третям населения в конце 60-х – начале 70-х годов. С напряжением, с изворотами, но – доступны. Речь, разумеется, идёт о «золотом миллиарде».

Прежде этого не было никогда в истории и нигде в мире! До этого нормой жизни простолюдинов была бедность. И повседневная напряжённая борьба за кусок хлеба. Так было во всех – подчёркиваю: всех! – странах мира. Перечитайте под этим углом зрения реалистическую литературу от Гюго и Диккенса до Ремарка и Драйзера, почитайте «Римские рассказы» 50-х годов итальянского писателя Альберто Моравиа – и вам всё станет ясно.

И вот всё дивно изменилось. Нормальный, средний работающий обыватель получил сносное жильё, оснащённое современными удобствами и бытовой техникой, он стал прилично питаться, стал покупать новую одежду.

Мне доводилось беседовать с пожилыми европейцами, которые помнят этот тектонический сдвиг, этот эпохальный переход, этот … даже и не знаю, как его назвать, до того он эпохальный. Помню, один итальянец рассказывал, как после войны у него была мечта: съесть большую тарелку щедро сдобренных сливочным маслом макарон. А в на излёте 60-х годов он вдруг обнаружил, что «non mi manca niente» - дословно «у меня ничего не отсутствует». А это ужасно! Что же получается? Человек отодвигает тарелку и говорит: «Спасибо, я сыт»? Что же дальше?

Иными словами, модель развития, основанная на удовлетворении нормальных потребностей на заработанные людьми деньги, исчерпала себя. У людей не было и не предвиделось ни роста наличных денег, ни роста потребностей. Бизнес мог расти только с ростом населения, которое тоже как назло прекратило рост в развитых странах.

Достоевский в «Подростке» пророчил. Наестся человек и спросит: а что же дальше? Смысл ему жизни подавай. Или иные какие цели.

Но в реальности спросил не человек. Его опередили. Опередил глобальный бизнес. Он первый спросил «Что дальше?» и первый нашёл ответ.

Капитализм не может существовать без экспансии. Глобальному бизнесу нужны новые и новые рынки сбыта. И эти рынки были найдены. Они были найдены не за морями (там уже было к тому времени нечего ловить), а В ДУШАХ ЛЮДЕЙ.

Капитализм начал уже не удовлетворять, а создавать всё новые, и новые потребности. И триумфально их удовлетворять. Так, операторами сотовой связи создана потребность непрерывно болтать по телефону, фармацевтическими корпорациями – потребность постоянно глотать таблетки, фабрикантами одежды – менять её чуть не каждый день и уж во всяком случае – каждый сезон.

Можно также создавать новые опасности – и защищать от них с помощью соответствующих товаров. Защищают от всего: от перхоти, от микробов в унитазе, от излучения сотового телефона. Как маркетолог могу сказать, что на российском рынке лучше всего идёт модель «бегство от опасности».

На первый план вышел маркетинг. Что такое маркетинг? В сущности, это учение о том, как впендюрить ненужное. То есть как сделать так, чтобы ненужное показалось нужным и его купили. Почему маркетинга не было раньше, в ХIХ, положим, веке? Да потому, что нужды в нём не было. Тогда производились нужные товары и удовлетворялись реальные потребности. А когда нужно стало выдумывать потребности ложные – вот тогда и понадобился маркетинг. Такова же роль тотальной рекламы.

Маркетологи испытывают профессиональную гордость: мы не удовлетворяем потребности – мы их создаём. Это в самом деле так.

Для того чтобы люди покупали что попало, разумные доводы отменили. Поскольку речь идёт о навязанных и ложных потребностях – рационально обсуждать их опасно. Очень легко может оказаться, что они – ложные, а то, о чём, говорят, не существует в природе и вообще не может существовать в силу законов приоды. Навязывание потребностей происходит строго на эмоциональном уровне. Реклама апеллирует к эмоциям – это более низкий пласт психики, чем разум. Ниже эмоций – только инстинкты. Сегодня реклама всё больше апеллирует прямо к ним.

Для того, чтобы процесс шёл бодрее, необходимо устранить препятствие в виде рационального сознания, привычек критического мышления и научных знаний, распространённых в массах. Очень хорошо, что эти привычки и знания стали расшатываться ещё на предыдущем этапе. Всё это мешает глобальной экспансии капитализма! Это мешает продавать горы ненужных и пустых вещей.

Вообще, включать критическое и рациональное мышление сегодня – не требуется. Это не модно, не современно, не trendy. С.Г. Кара-Мурза постоянно говорит о манипуляции сознанием (собственно, одноимённая книжка и принесла ему известность). Это не совсем так. Глобальный капитализм замахивается на задачу более амбициозную, чем манипуляция сознанием. Манипуляция сознанием – это всё-таки точечное жульничество, разовая подтасовка. А сейчас речь идёт о глобальном формировании идеального потребителя, полностью лишённого рационального сознания и научных знаний о мире. Известный философ Александр Зиновьев верно сказал, что идеальный потребитель – это что-то вроде трубы, в которую с одного конца закачиваются товары, а из другого они со свистом вылетают на свалку.

Кто такой идеальный потребитель? Это абсолютно невежественный, жизнерадостный придурок, живущий элементарными эмоциями и жаждой новизны. Можно сказать, не придурок, а деликатнее – шестилетний ребёнок. Но если в тридцать лет у тебя психика шестилетнего – ты всё рано придурок, как ни деликатничай. У него гладкая, не обезображенная лишними мыслями физиономия, обритая бритвой «жилет», белозубая улыбка, обработанная соответствующей зубной пастой. Он бодр, позитивен, динамичен и всегда готов. Потреблять. Что именно? Что скажут – то и будет. На то он и идеальный потребитель. Он не будет ныть: «А не что мне новый айфон, когда я старый-то не освоил? И вообще мне это не надо». Ему должно быть надо – всё. Схватив новую игрушку, он должен немедленно бросать прежнюю.

Он должен постоянно перекусывать, испытывая «райское наслаждение» и при этом героически бороться с лишним весом. И при этом не замечать идиотизма своего поведения. Он должен постоянно болтать по телефону, и при этом исступлённо экономить на услугах сотовой связи. Он должен (это уже скорее – она) непрерывно защищать своих близких от микробов, что вообще-то совершенно не требуется и даже вредно. И главное, он должен верить – верить всему, что ему скажут, не требуя доказательств.

Вообще, самый феномен рационального доказательства, который когда-то был большим достижением античной цивилизации и с тех пор неразрывен с мыслящим человечеством, на глазах угасает и грозит исчезнуть. Люди уже не испытывают в нём потребности.

СМИ – ВИРТУАЛЬНЫЙ «ОСТРОВ ДУРАКОВ»

Для воспитания позитивного гедониста – идеального потребителя, который непрерывно радует себя покупками, обжирается и при этом активно худеет, не замечая нелепости своего поведения, необходима повседневная целенаправленная работа по оболваниванию масс.
Главнейшую роль в этом деле играет телевидение как наиболее потребляемое СМИ, но этим дело не ограничивается.
Потребление не сказать «духовного», но скажем: «виртуального» продукта должно тоже непрестанно радовать или, во всяком случае, не огорчать затруднительностью, непонятностью, сложностью. Всё должно быть радостно и позитивно. Любая информация о чём угодно должна низводить всё до уровня элементарной жвачки. Например, любые великие люди должны представать как объект кухонных пересудов, как такие же простые и глуповатые, как сами зрители, и даже не сами зрители, а как те идеальные потребители, которых из зрителей планируется вырастить.
Ни о чём потребитель не должен сказать: «Этого я не понимаю» или «В этом я не разбираюсь». Это было бы огорчительно и не позитивно.

Когда-то М.Горький писал, что есть два типа подхода к созданию литературы и прессы для народа. Буржуазный подход – это стараться опустить тексты до уровня читателя, а второй подход, советский, – поднять читателя до уровня литературы. Советские писатели и журналисты, - считал Горький, - должны поднимать читателя до уровня понимания настоящей литературы и вообще серьёзных текстов. Современные СМИ не опускаются до наличного уровня читателя – они активно тянут этого читателя вниз.

Всё шире распространяются книжки-картинки, но не для трёхлетних, как это было всегда, а для взрослых. Например, удачное издание этого типа – последний период новейшей истории СССР и России в картинках от телеведущего Парфенова.

В сущности, современные СМИ – это виртуальный Остров Дураков, блистательно описанный Н.Носовым в «Незнайке на Луне». Мне кажется, что в этой сатире автор поднимается до свифтовской высоты. Речь в этом замечательном тексте идёт, кто забыл, вот о чём. На некий остров свозят бездомных бродяг. Там их непрерывно развлекают, показывают детективы и мультики, катают на каруселях и др. аттракционах. После некоторого времени пребывания там, надышавшись отравленным воздухом этого острова, нормальные коротышки превращаются в баранов, которых стригут, получая доход от продажи шерсти.

Наши СМИ исправно поставляют заказчикам баранов для стрижки.

Заказчики в узком смысле – это рекламодатели, а заказчики в широком смысле – это глобальный бизнес, для которого необходимы достаточные контингенты потребителей. Как советская пресса имела целью коммунистическое воспитание трудящихся, точно так сегодняшние СМИ имеют целью воспитание идеальных потребителей. Только совершенно оболваненные граждане способны считать целью жизни непрерывную смену телефонов или непрерывную трату денег на радующие глаз пустяки. А раз это так – граждан нужно привести в надлежащий вид, т.е. оболванивать.

Оболванивание начинается со школы, с детских журналов с комиксами, которые купить можно везде, в то время как более разумные журналы распространяются только по подписке и нигде не рекламируются. Я сама с удивлением узнала, что издаются газеты и журналы нашего детства «Пионерская правда», «Пионер». Но они нигде не проявляют себя, школьники о них не знают, это что-то вроде подпольной газеты «Искра». Этих изданий (качество которых тоже не идеально, но вполне сносно) нет ни в школьных библиотеках, ни в киосках, их вообще нет в обиходе. В результате большинство детей читают только фэнтези, что готовит их к восприятию гламурной прессы, дамских и детективных романов и т.п.

Результатом такой целенаправленной политики является невозможность и немыслимость никакой серьёзной дискуссии в СМИ, вообще никакого серьёзного обсуждения чего бы то ни было. Даже если бы кто-то такое обсуждение и затеял, оно бы просто не было никем понято и поддержано. Американские специалисты установили, что нормальный взрослый американец-телезритель не способен воспринимать и отслеживать последовательное развёртывание какой-либо темы долее трёх минут; дальше он теряет нить разговора и отвлекается. Относительно нашей аудитории данных нет. Сделаем лестное для нашего патриотического чувства предположение, что наши в два раза умней. Тогда они могут слушать не три минуты, а, например, шесть. Ну и что? О каком серьёзном обсуждении может вообще идти речь?

Характерно, что даже люди с формально высоким уровнем образования (т.е. имеющие дипломы) не ощущают необходимости в рациональных доказательствах какого бы то ни было утверждения. Им не требуются ни факты, ни логика, достаточно шаманских выкриков, вроде получившего в последнее время широкое хождение универсального способа аргументации: «Это так!»

На своих занятиях с продавцами прямых продаж (практически все с высшим образованием, полученным ещё в советское время – учителя, инженеры, экономисты, врачи) я многократно убеждалась: людям не нужна аргументация. Она только занимает время и попусту утяжеляет выступление. Аргументированное выступление воспринимается как нудное. «Вы скажите, как оно есть, и дело с концом». Гораздо лучше всяких аргументов воспринимается то, что Руссо называл «эмоциональными выкриками» и приписывал доисторическим дикарям.

Привычка созерцать любимых телеведущих формирует представление (возможно, неосознанное): главное не что говорится, а главное – кто говорит. Если говорит человек уважаемый, любимый, симпатичный – всё принимается за истину, «пипл схавает». Люди испытывают потребность видеть «говорящую голову» на телеэкране, восприятие даже простого текста в печатном виде очень трудно. Недаром многие мои слушатели охотно приобретают видеозаписи моих выступлений, хотя гораздо проще (с точки зрения традиционной) их прочитать.

ЧЕМУ УЧАТ В ШКОЛЕ?

В простоте своей министр Фурсенко проболтался: цель образование – воспитание культурного потребителя. И современная школа – средняя и высшая – постепенно подтягивается к данной задаче. Не сразу, но подтягивается.

Чему сейчас учат? Как себя вести в социуме, как вписаться в коллектив, как сделать видеопрезентацию или написать CV. А физика с химией – это нудьга, совок, прошлый век.
Не так давно на шоссе Энтузиастов висел билборд, изображающий симпатичную «молекулу серебра», содержащуюся уж не помню в чём – кажется, в –дезодоранте-антиперспиранте. Идиотизм этой рекламы среди трудящихся моей компании заметила только одна пожилая женщина – инженер-химик по дореволюционной профессии. Потом билборд сняли.

Знать, в смысле держать в голове, – учат нас – ничего не надо. Всё можно посмотреть в Яндексе. Это очень продуктивная точка зрения. Если человек ничего не знает, то ему можно впарить всё. А пустая голова очень хороша для закачивания в неё подробностей тарифных планов или свойств разных сортов туалетной бумаги.

В этом деле достигнуты огромные успехи. Мне иногда приходится беседовать с молодыми людьми, поступающими к нам на работу. Они прилично держатся, опрятно выглядят, имеют некоторые навыки селф-промоушена и при этом являются совершенными дикарями: не имеют представления ни об истории, ни о географии, ни о базовых законах природы. Так, у нас работала учительница истории по образованию, не знающая, кто такие большевики.

Чего голову-то забивать? Знать надо совершенно другое. Как-то раз я прошла в интернете тест на знание разных модных штучек, свойственных, по мнению устроителей, образу жизни среднего класса. Тест я позорно провалила, ответ пришёл такой: даже странно, что у вас есть компьютер и интернетом, чтобы пройти этот тест.

Вот именно на формирование такого рода знатоков и рассчитаны современные учебные заведения и современные образовательные технологии.

Мракобесие и невежество – это последнее прибежище современного капитализма. Это не просто некий дефект современного общества – это его важнейший компонент. Без этого современный рынок существовать не может.

Логичный вопрос: кто же в таком случае будет создавать новые товары для «впарки» идеальным потребителям? И кто будет вести человеческое стадо, кто будет пастухами? Очевидно – идеальные потребители для этой цели не годятся. В современных США сегодня эту роль играют выходцы из стран третьего мира, из бывшего СССР. Что будет дальше – трудно сказать. Современный капитализм, вообще современная западная цивилизация не смотрит вперёд, ей главное – сегодняшняя экспансия. И она достигается посредством тотальной дебилизации населения. Потому что это – сегодня главный ресурс.


promo chipstone january 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
http://openid.yandex.ru/ur-xednay-dinepo/
Dec. 26th, 2013 10:09 am (UTC)
Дурацкий совковый "космос" был такой же приманкой для дураков, как буржуазные идеалы потребления. Только конкуренции с ними он не выдержал.
teacher_r
Dec. 26th, 2013 10:15 am (UTC)
http://openid.yandex.ru/ur-xednay-dinepo/
Вы очень ценный ресурс современности.
kodola
Dec. 26th, 2013 12:20 pm (UTC)
Мне, всё же, кажется, что "дурацкий совковый космос" погорел именно на том, что ВСЕ базовые потребности КАЖДОГО индивидуума в СССР были удовлетворены. Думаю, до уровня ОБЩЕЙ социальной обеспеченности в советские годы ни одна кап.страна не дотягивала просто в силу социального расслоения.
dark_alf
Dec. 26th, 2013 03:08 pm (UTC)
Но приманка для дураков генерировала в итоге умных. Разве это плохо? ;)
atmanproject
Dec. 26th, 2013 04:57 pm (UTC)
Да, а что такое мечта, Вам не ведомо! У кого то идеалы в потреблении, а у кого то в Космосе, а Вы где!?
saygotakamori
Dec. 26th, 2013 10:18 am (UTC)
В оригинале Валентин Катасонов сказал: "Чтобы показать, что мы не будем заниматься байками из распиаренных учебников, задаю простой вопрос: какой самый ценный ресурс рыночной экономики? Звучат разнообразные ответы: золото, нефть, земля, человек… А я отвечаю: самый ценный ресурс рыночной экономики – это дурак. С которого можно стричь всё, что тебе угодно. Но возникает проблема: дураков рождается недостаточно много. Что делать? Очень просто – их производство нужно поставить на конвейер. Такова стратегия. И в этом смысле я не вижу отклонений от этой стратегии. Нет, всё идёт в полном соответствии с ней. Поэтому, когда говорят: извините, не получилось, хотели, как  лучше, – не надо верить, ибо это – театр".
dark_alf
Dec. 26th, 2013 03:15 pm (UTC)
"Но возникает проблема: дураков рождается недостаточно много".
Да нет, без образования и культуры их как раз таки много (по разным оценкам от 80% до 95% - оставшиеся это те, которые интересуются знаниями даже когда общество против, "ищущие странного). А умных ещё надо воспитывать, "культивировать". Потому капиталистическая модель и побеждает - деградировать проще, чем подниматься.

Кстати, у меня есть по этому поводу робкие надежды на Россию, которая начинает рождать идеологии столь же примитивные как потребительство, но способные с ним конкурировать.
judomason
Dec. 29th, 2013 05:51 am (UTC)
КОЕ ЧТО ИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Вот например социальная структура ройных насекомых в точности проявляется в человеческом социуме. Есть рабочие, есть солдаты, есть трутни и есть матка. Матка не управляет роем, но если матка погибла, то погибает весь рой. То есть матка осуществляет регулирующие функции.
Фактически так и есть, матка это регулятор. А какие механизмы регулирования тут работают? Если кто-то наблюдал за архитектурой строительства осиных гнёзд(или других) гнёзд инсектов, тот должен был обратить внимание на точность и абсолютную гармонию конструкций и архитектуры, как в прочности, так и в "отоплении, вентиляции и кондиционировании". Но у роя нет проектировщиков, прорабов и строителей. Откуда они берут такие знания, понимание и технологии? Источник известен. Коллективное безсознательное.
Это и есть тот регулирующий механизм матки. Или эгрегор. Эгрегор матки имеет мощность достаточную чтобы всю родовую и внегенетическую информацию проецировать на весь рой.
А у людей что является физическим носителем коллективного безсознательного(эгрегора)? Культура. Культура это система ценностей, которая строит поведенческие реакции, уклад, самобытность, модели и логику поведения. Вся современная западная культура построена на библейском ссудном проценте, который и дал мощный старт развитию техносферы. А техносфера в свою очередь и сформировала культуру потребления, прибыли, комфорта и удобств, что в свою очередь демотивировала или уничтожила социальные рефлексы в социуме, способность критически мыслить и задумываться. Буквально сегодня 80% социума это безответственные иждивенцы ждущие дядю-мессию, который придёт, за них построит справедливость и решит все критически-социальные вопросы и противоречия(спасибо религиям).
Но справедливость это социальное явление и построить его может лишь сам социум(как дом к примеру) через другую культуру, другое коллективное безсознательное, другой планетарный эгрегор.
Когда понимание происходящего достигает 10% в социуме, то знания(понимание) переходят в коллективное безсознательное и процесс автогенерации в просвещении(и смене модели поведения)уже невозможно остановить. Я думаю достаточно дал понять, что нам нужно всем сегодня заниматься, да и то с учётом проекции результатов только на наше потомство.
А маркетологи абсолютно правы. Даже не вдаваясь в детали надо просто вспомнить об "успешных операциях" гмо, вакцинации, прививания и профилактики. Благодаря ма-г-кетологам все известные нам "мессии", полководцы и вожди добивались положительных и устойчивых результатов управляя глупым населением планеты. Глупое население собирается в толпу только в двух случаях. Во время праздников и во время гнева. Не трудно догадаться, что именно радость и гнев даёт мощнейшие биополевые выбросы, которые потом резонируя друг с другом смыкаются в эгрегор(облако-коллективное безсознательное), с которыми уже сама недоразвитые(невежды и мракобесы) начинает резонировать в процессе автогенерации, сами того не осознавая. Достаточно нескольких "заводил, провокаторов, подпевал, лидеров, авторитетов" по маркетологии и камертон готов. Дальше уже толпа не в состоянии контролировать своё поведение.
ular76
Dec. 26th, 2013 11:19 am (UTC)
остров Кочарудов.
z_t_v
Dec. 26th, 2013 11:51 am (UTC)
spolunin
Dec. 26th, 2013 12:17 pm (UTC)
все правильно, увы и ах ...
scholium2
Dec. 26th, 2013 12:20 pm (UTC)
Так будет не всегда!

Я думаю, что производство идеального потребителя, это только средство, а не цель. Для тех, кто управляет Миром, есть вещи поважнее, чем деньги. Деньгами «рулят» второй мировой эшелон. А первый в деньгах не нуждается в принципе. Поэтому, если завтра они захотят строить мировой социализм, то деньги опустят мгновенно. Вместе со всеми их адептами. А что реально хотят «первые после Бога», знают только они сами. Я так полагаю, что абсолютной власти на Планете. Для чего? Чтобы выйти из тени. Сейчас еще не могут, люди увидят их и так ужаснуться, что конец всей их власти. И зачем тогда они старались столетия, если не тысячелетия? Только, скорее всего, ничего у них не выйдет. Закон Мира: «И Вашим и Нашим!». Они свое уже получили, теперь наш черед получать заслуженное. А это ценности не материальные, но духовные. Прежде всего, Знание, Творчество, Развитие на Благо всех, но согласно Иерархии. Причем Развитие очень интенсивное и целеустремленное. И каждому предстоит еще осваивать его собственные Галактики, ибо Вселенная безгранична.
kodola
Dec. 26th, 2013 12:45 pm (UTC)
Благодарю, прочитал с интересом и полным согласием.
byhg2009
Dec. 26th, 2013 01:23 pm (UTC)
Статья хорошая и правильная, но есть одно замечание по тексту! Не мог Берия сказать Королёву, что "если не взорвётся, то я тебе голову оторву". Королёв был не атомщиком, а ракетчиком, и наверно он ему говорил "если не полетит, то...", а если всё-же говорил про "не взорвётся", то совсем не Королёву. :)
fotovivo
Dec. 26th, 2013 02:13 pm (UTC)
В статьях о потреблятстве все правильно с описательной стороны.
И ни у одного аналитика - какой смысл этой карусели.
"Капитал" создает искусственные потребности, чтоб сбывать товар потребителям, с которых нечего поиметь. Бессмыслица.
Тогда б уж неграм в Африку сбывали,
тех, чуть откормив, хоть припахать можно.
dark_alf
Dec. 26th, 2013 02:20 pm (UTC)
Давайте искать альтернативу потребительству
Человек - существо живущее в двух мирах. Первый, животный - мир обезьянних ценностей, сводящийся к удовлетворению базовых естественных потребностей. Второй - человеческий, мир символических (статусных) ценностей.

Маркетологи создают символические ценности для потребления (в случае Украины - ещё и "светлого европейского будущего" неограниченного потребления).
Советские идеологи создавали символические ценности в виде "ракет" и образа светлого коммунистического будущего, с ценностями физиков и прочих интеллектуалов.

Вопрос - как сейчас создать альтернативные ценности, ближе ко второму пути, чем к первому? Как при этом учесть ошибки второго?

Приглашаю к обсуждению, мне правда интересны варианты.

Ссылки по теме:
http://dark-alf.livejournal.com/2889.html - "Эпоха идей не закончилась" - читать ближе к концу, это о символических ценностях и тоске по идеологиям.

http://rotozeev.livejournal.com/93696.html#comments - "Какие есть альтернативы потреблятсву" - в этом обсуждении я выяснил интересную вещь, что люди не всегда правильно понимают за что ругают общество потребления (и думают что ругают за желание носить удобные сапоги; а я обьясняю - что за желание покупать десятки сапог)

Edited at 2013-12-26 02:21 pm (UTC)
doctor_li
Dec. 26th, 2013 02:31 pm (UTC)
Мааааленький нюансик: не дурак, но идиот.
Только идиот способен прийти в восторг от впариваемой ему идиотской рекламой хни.
dark_alf
Dec. 26th, 2013 02:55 pm (UTC)
Не совсем. Это цепная реакция, для затравки достаточно несколько идиотов. Маркетолог должен убедить часть людей, что некая вещь - статусна. Этим она приобретает ценность.

Грубо говоря, сам по себе фрак или айфон - иррационален. Но как статусная вещь (т.е. если уже существует сообщество людей, признающих её таковой) он вполне рациональным путём открывает двери в это сообщество и вы проходите "фейсконтроль" для входа.

Проще говоря, понтоваться позволят) "Понты" - штука рациональная ;)
Вы можете придумать, как понтоваться с помощью диплома физика? ;)
doctor_li
Dec. 26th, 2013 03:02 pm (UTC)
Про физика придумать не могу.
Но и Ваша филиппика возвращает нас к идиотам, которые любят понтоваться.
Ваш пример идиотизм за грань тусовки идиотов пока не вывел.
До дураков не довёл.
dark_alf
Dec. 26th, 2013 03:11 pm (UTC)
Это не обязательно тусовка идиотов. Это может быть тусовка влиятельных людей, связи с которыми нужны и умному человеку. Учёному - для грантов; гражданскому активисту - для общения с депутатами или бизмесменами; писателям - для поисков спонсоров и т.д.
Статусные вещи не то чтобы открывают двери в этот мир, но обеспечивают "фейсконтроль" - чтобы тебя хотя бы послушали.

На полном серьёзе. Мой знакомый начинает говорить в такой компании про высокие идеалы, а на него смотрят и говорят "какой же ты умный, если твоего ума даже на айфон/костюм не хватает?"
doctor_li
Dec. 26th, 2013 03:14 pm (UTC)
Ключевое тут про "фейсконтроль" - любимое занятие идиотов.
А Ваш знакомый действительно дурак, ежели пытается говорить с ними об умных вещах.
dark_alf
Dec. 26th, 2013 03:17 pm (UTC)
А с кем об этом говорить, если тебе нужно финансирование или связи? Или Вы думаете, что можно организовать исследование, конференцию или что-то подобное без подобных связей? Без связей, увы, можно организовать только флешмоб...
doctor_li
Dec. 26th, 2013 03:25 pm (UTC)
Упс.
От определения смыслов слов Вы плавно переехали на прозу жизни.
Будду краток: идиоты дураков питают.
dark_alf
Dec. 26th, 2013 03:36 pm (UTC)
Поясняю мысль. Поведение людей на низших уровнях пирамидки рационально - им в любом случае нужен доступ к высшим, если они хотят реализовать проект любой степени благородства и для этого они тоже будут работать на статус; раз уж им сказали что статус - в этих вот вещах, обладание которыми престижно.

Поясняю вопрос. Как нам создать альтернативную пирамидку? С альтернативными ценностями? Где обладатель денег, связей, ресурсов, власти требует от вас не фрака, а "интеллектуального багажа"?

По-хорошему, такую пирамидку всегда создавала интеллигенция и вузовская иерархия от студента до академика. Но сейчас что-то не справляется :-(
doctor_li
Dec. 26th, 2013 03:39 pm (UTC)
Попробуйте отставить МЕМ "пирамидки" и использовать инструмент под названием Мандала..
Должно полегчать.
c_500
Dec. 26th, 2013 04:49 pm (UTC)
http://asi.ru/

Попробуйте сюда обратиться.
valerar2
Dec. 26th, 2013 06:12 pm (UTC)
Великолепный текст! Только...
Спасибо, Алексей, за столь классную находку! Это сформулированный и аргументированный вопль думающих людей. А почему "только"...??? - "Только" относится к последнему абзацу: "Современный капитализм, вообще современная западная цивилизация не смотрит вперёд, ей главное – сегодняшняя экспансия. И она достигается посредством тотальной дебилизации населения." - Здесь и возникает "только".

Надо различать пропагандируемые подходы "для пипла" и подходы для детей т.н. элиты, в первую очередь мировой англосаксонской. Для пипла: "Хавай всё что модно", "Главное мерило тебя - деньги" "потребляй, потребляй и нефиг думать!", "Семья фуфло - секс всё" - ну это автор показал просто классно. А теперь тоже самое, но для т.н. элиты: "Хавай всё что модно" - "Будь разборчив в еде." - не даром те же Рокфеллеры завели себе персональную фермочку по производству продуктов. И не где-нибудь, а на острове куда даже пыльца ГМОшная долететь не сможет. Про других (Ротшильдов, Морганов и прочих Бушей...) не знаю, но подход наверняка такой же.
"Главное мерило тебя - деньги" - "Деньги не имеют значения - это для пипла" - Да, они (т.н. элита) относятся к деньгам с пренебрежением, не потому что их у них много, а поскольку понимают реальную цену этих рисованных бумажек, хотя и используют их как инструмент управления пиплом.
"потребляй, потребляй и нефиг думать!" - "Думай, что тебе реально надо." - бездумное потребление, что еды, что шмотья, что информации - это для быдла. "элитарии" потребляют только необходимое с жёстким входным контролем, правда на показ ОБЯЗАНЫ показывать пример... Но два пальца и общение с фаянсовым (золотым или каким другим) другом - обязательно, нельзя всяким г=ном гробить организм.
"Семья фуфло - секс всё" - "Семья - святое, семейные ценности от предков, иначе нельзя!" - Посмотрите как умильно смотрится на фото Большая Семья Бушей (так они называют свой клан) или вспомните какой наказ давал сыновьям исходно известный Ротшильд.
Двойные стандарты - ну да. :) Везде и всюду - да! И ещё раз - да! Создаётся впечатление, что ИМ надо уничтожить именно лишнее БЕЛОЕ население, как генетически мало отличающееся от них. И тогда... Даже паспортов не надо: белый, выжил - значит придерживался "елитных" установок (реальная схема выживания), значит свой. С уровнем отдельная песня, но уже не стадо. Так что описанное не для всех, а именно для стада. как-то так.
Vasiliy Kalach
Dec. 27th, 2013 04:07 am (UTC)
Уже не ново.
мне этот текст напомнил Пелевина "Поколение П". Хотя у Пелевина подробнее и глубже. (многое уже не помню - надо перечитать)
novkord
Dec. 27th, 2013 10:24 am (UTC)
Про революцию
malenkichelovek
Dec. 28th, 2013 10:50 am (UTC)
все понятно...короче, опять назад в ПТУ...потом техникум, потом Институт....тоска...
а казалось ах! так легко...надел крылья финансового аналитика или брокера и...ПОЛЕТЕЛ как Икар...
но вверху солнце жжет, а закон всемирного тяготения не отменили...

консерватор консервирует консерваторов консерватизма...
25rus_81
Dec. 28th, 2013 01:57 pm (UTC)
Кстати, касаемо Носовского незнайки на Луне: это блестящая сказка, мультфильм не менее. Скорее этот мульт даже для взрослых. Недавно с ребенком пересматривал и поразился: как там все четко и ясно описано про наш современный мир. И очень символично, что капиталистическое общество построено на Луне. В свете последних данных, может быть действительно устроители "Майи на Майе" оттуда?
chipstone
Dec. 28th, 2013 02:01 pm (UTC)
Интересное предположение
allihan
Dec. 29th, 2013 05:18 am (UTC)
А в свете каких последних данных сделаны ваши предположения, просветите?
sat01
Dec. 30th, 2013 04:34 am (UTC)
А по-моему, автор статьи все перевернула с ног на голову, и вообще не понимает происходящее.
Пусть идет учить физику -математику-- но врядли это поможет ей понять, что к чему.
Все гениальное просто, а все что сложно, как правило не слишком нужно.
hanop
Jan. 2nd, 2014 09:26 pm (UTC)
Съ чего они начали къ тому мы и пришли:




Сіе было задумано и осуществлено!

Читая современныя книжки и прочую печатню, я пытаюсь понять написанное, но часто не понимаю вовсе или съ трудомъ продираюсь сквозь латынизмы и прочіе — „адекватный“… быстро устаю и бросаю къ чорту неблагодарное занятіе… Кто сегодня читаетъ? Молодежь читаетъ? — Пишутъ съ грубѣйшими ошибками безъ заглавныхъ буквъ, безъ запятыхъ и точекъ, а въ каждомъ словѣ по 2-3 ошибки.

Буква ерЪъ — сигналъ мозгу объ прерываніи слова, какъ и пробѣлъ, но пробѣлъ слабѣе — пустота. Буква Ііжица — сигналъ мозгу о слѣдующей гласной буквѣ.


Знакомымъ съ основами программированія или хотя бы съ кодами HTML будетъ легко себѣ уяснить, какъ оно работаетъ. Очевидно, что суть программированія придумали во времена оны русскіе поэты и писатели, ибо русское правописаніе ускоряетъ чтеніе — пониманіе текста въ разы.

Буква ѣ всегда звучала такъ же какъ звукъ и буква Е, а буква Іі какъ буква Ии; буква Ѳѳ какъ буква Фф.
Глубокій смыслъ ѣ въ иномъ — на письмѣ отличать одинаково звучащія слова другаго смысла, на примѣры: есть и ѣсть; вести и вѣсти; мелъ и мѣлъ, немъ и нѣмъ; веденіе и вѣдѣніе; селъ и сѣлъ; весь и вѣсь, железа и желѣза, ведомый и вѣдомый… для указанія превосходной степени, и указанія нѣсколькихъ падежей: сегодня море синѣе чѣмъ вчера; завтра ѣдемъ на синее море, о чемъ ты говоришь — на морѣ жъ буря; вечеромъ подъѣхалъ къ избе и заночевалъ въ избѣ.

Трудно научиться писать въ русскомъ правописаніи, но писателей не много, зато скорость чтенія и пониманія написаннаго возрастаютъ въ 2-3 раза, а научиться читать — разъ плюнуть; всѣ эти глупыя басни о разныхъ звукахъ высосаны изъ кошернаго пальца. Какіе звуки вы потеряли? „Слышали звонъ, да не знаютъ гдѣ онъ.“ — На ѹкраинѣ…

Старинныя рꙋсскія бꙋквы:

Ѹѹ
→ Ѧѧ Ѩѩ Ѫѫ Ѭѭ ← Аа Яя Уꙋ Юю.



Очевидно ←→ очень виgно:

Ф → поворотъ на 90° → Ө




Жорж Жоржев
Jan. 11th, 2014 02:13 pm (UTC)
Статья фуфло, население которое щас живет создал в основе "совок", были плюсы, но еще больше было заложено минусов, которые щас пользуют на всю катушку. И таки да, совейский космос кормушка для мудаков.
владимир волокитин
Jan. 22nd, 2014 07:05 pm (UTC)
А по мне так замечательная статья.Кстати ,у Носова просто написано в доступной форме.Для детей,ну и взрослых недоразвитых тоже.
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek