?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня никого уже не удивить разнообразием внешних форм выражения протеста. Подавляющее их большинство совершенно абсурдно и не несет в себе даже какого-либо зерна осмысленности. Это и гологрудые Фемен с формами, совершенно не поражающими воображение, и поклонники макаронного монтсра и многие им подобные. Но мало кто знает, что первым внешним выражением протеста в России явилась простая борода.
Точнее не сама борода, а ее форма.
Со времен Петра Первого, запрещавшего чиновной аристократии носить бороды, изощренный российский ум придумал, как обойти один из самых ненавистных указов Императора. Бритое лицо в те времена однозначно ассоциировалось с содомитами и считалось позорным для любого нормального человека мужского рода.
Выполнить царский указ и одновременно сохранить чувство собственного достоинства позволило такое явление, как бакенбарды, приобретшие среди аристократии не только популярность, но и ставшие своего рода отличительным признаком служивого государственного человека. Ведь борода трактовалась исключительно как бритый подбородок. Про щеки ничего конкретного указано не было. Иногда их размеры были таковы, что впору было говорить о двойной бороде, а не о бакенбардах.
Лишь на самом подбородке оставлялось гладко выбритое пятно, гарантировавшее отсутствие проблем.
С появлением в 19-м веке массы либерально настроенных разночинцев, появилась также и идея максимального внешнего отстранения от консервативного чиновничества. Выбор пал на ту же бороду по принципу от обратного. Пышный бакенбарды сменили гладко выбритые щеки, а бритый подбородок короткая и аккуратно стриженная борода, соединенная с такими стриженными усами. Это, с одной стороны, позволяло отличать "своих" с первого взгляда, а, с другой, являлось и той самой первой формой внешнего и мирного протеста против существующего порядка вещей. Именно такую бороду с усами в последствии можно было увидеть у многих видных российских революционеров. В том числе и у Ленина.
Но самое удивительное и интересное в том, что параллельно была создана мода именно на такую форму бороды и усов. Ее стали носить многочисленные чиновники и офицеры царской армии, не имевшие никакого отношения к заговорщикам или либералам. То есть фактически они использовали чужую символику, не понимая ее смысла. За что среди прочего Россия и поплатилась смутой. Символы работают всегда, даже когда их использующий не имеет к ним никакого отношения.
Но это интересно еще и потому, что впервые был использован метод придания конкретной смысловой нагрузки совершенно обычному явлению, которое для этого изначально совершенно не предназначалось. Это примерно такой же прием, какой использовали современные геи, присвоившие себе радугу. Теперь любой, кто использует в своих нуждах радужную палитру цветов автоматически ассоциируется с гомосячеством, работая на его эгрегор, независимо от того, хочет он этого или нет. Как видим, старые испытанные приемы все еще в строю при всей их внешней непохожести.
promo chipstone january 25, 2012 09:41 16
Buy for 10 000 tokens
Совершенно не думаю, что кому-либо стоит это делать. Но если вдруг окажется невтерпеж, то это очень дорого. 10800 жетонов сразу. Просто, чтобы не было дурных идей.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
Griffon
Aug. 22nd, 2013 08:26 am (UTC)
Еще в начале шестидесятых годов борода была признаком фашизма — шкиперская, в духе Итало Бальбо; в шестьдесят восьмом она стала означать революционность, а потом приобрела нейтральный смысл в духе «я выбираю свободу». В любую эпоху борода заменяет маску; фальшивую бороду лепят, чтобы не быть узнанными; но в те времена, в начале семидесятых, можно было маскироваться настоящей. Прикрывать бородой свою исконную бородатость: пред лицом подобной бороды вряд ли могла пройти бравада бородою. Однако этим вечером самая искренняя борода рисовалась даже и на бритых лицах, ее не носивших, но намекающих, что непременно бы носили, да дух противоречия не позволяет.

(с)Умберто Эко. Маятник Фуко.
toparenko
Aug. 22nd, 2013 10:51 am (UTC)
>Бритое лицо в те времена однозначно ассоциировалось с содомитами и считалось позорным для любого нормального человека мужского рода

Деза.
Только вчера этот вопрос обсуждал. См эту ветку, а также ссылки в топикстарте и в ветке - http://khrapachevsky.livejournal.com/37647.html?thread=439823#t439823
chipstone
Aug. 22nd, 2013 11:14 am (UTC)
Вглядитесь в Ваши гравюры. Ни одного русского лица на них. Деза именно в гравюрах.
toparenko
Aug. 22nd, 2013 11:37 am (UTC)
Эти тоже к нерусским лицам отнесете ;-)

1690 Alexis I, tsar de Russie


1690 Ivan V et Pierre I, tsars de Russie


1690 Le grand cam ou empereur de Tartarie
chipstone
Aug. 22nd, 2013 11:41 am (UTC)
Первый явно наш, про Петра ничего не скажу, на себя не похож, но бороду не носил действительно. Хотя сама гравюра явно составлена с адаптацией к европейскому зрителю. На третьей явный поляк.
toparenko
Aug. 22nd, 2013 11:44 am (UTC)
>На третьей явный поляк.

И подпись Великий хан Империи Тартарии ;-)
chipstone
Aug. 22nd, 2013 11:49 am (UTC)
Написать можно все, что угодно. Я бы еще мог счесть его представителем кочевников. В Орде такие лица были. Но одежда выдает явного шляхтича, если не кого-то еще западнее.
toparenko
Aug. 22nd, 2013 12:33 pm (UTC)
Кочевников каких? Европеидов или монголоидов?

Скифы были и кочевниками, сарматы были и кочевниками, гунны были кочевниками
chipstone
Aug. 22nd, 2013 12:47 pm (UTC)
Трудно сказать. Тюрки это кто? В этой группе народов хватает всех.
toparenko
Aug. 22nd, 2013 01:26 pm (UTC)
>В этой группе народов хватает всех.

Вот-вот. А то сразу "кочевники". Скифы уж точно европеидами были ;-)

Для сравнения этот больше на монголоида похож 1697 Cam-Hy. Empereur de la Chine et de la Tartarie orientale, âgé de 41 ans et peint à l'âge de 32


Ну и напомню:
//1659 Дионисий Петавиус The History of the World: Or, an Account of Time, Together With a Geographicall Description of Europe, Asia, Africa, and America
ТАРТАРИЯ (в давние времена известная как Скифия, по имени их первого правителя Скифа, которого сначала называли Магогус (от Магог, сын Яфета), потомки которого и заселили эту страну) называется своими обитателями монгулами Тартарией по имени реки Тартар, которая омывает её большую часть. Это огромная Империя (несравнимая по величине ни с одной страной, кроме заморских владений короля Испании, которые она также превосходит и между которыми налажено сообщение, в то время как у последней они очень разрознены), простирающаяся на 5400 миль с востока на запад, и на 3600 миль с севера на юг; поэтому её Великий Хан или Император владеет многими царствами и провинциями, содержащими великое множество хороших городов.
...
Первым из Великих Ханов или Императоров Тартарии был Чингиз в 1162 году, который, покоряя Mucham, последнего Короля Тендука и Катая, изменил имя Скифии на Тартарию://
toparenko
Aug. 22nd, 2013 12:52 pm (UTC)
Ну и раз пошла такая пьянка посмотрим как и кто изображал

Лицевой летописный свод "Взятие татарами русского города"


Лицевой летописный свод "Битва на реке Сить"


Лицевой летописный свод "Перед Куликовской битвой"


Сказание о Мамаевом побоище "Куликовская битва"


1567


1581 Московиты


1581 Та[р]тары


1670 Костюм жителей Архангельска


1700


1772
toparenko
Aug. 22nd, 2013 11:45 am (UTC)
Кстати первый сынок и внук подданых Речи Посполитой ;-)
toparenko
Aug. 22nd, 2013 11:43 am (UTC)
Вообще-то по русским лицам мне нравится этот альбом - 1813 Illustrations de Les peuples de la Russie/Иллюстрации народов России
toparenko
Aug. 22nd, 2013 01:35 pm (UTC)
Ортодоксальные христиане в Московии это еще не все русские. Процитирую приведенные по одной из ссылок выдержки:
//послание Максима Грека Алексею Адашеву о тафьях, в коем сказано: "Знай, господин мой, что как митрополит рассуждает о тафьях, так и я понимаю, и также гнушаюсь, когда увижу православных с бритыми головами, и из глубины сердца воздыхаю, что христиане уподобляют себя туркам-христианоборцам, и не только тафьями, но и сапогами по образцу турецких, так что ни по чему иному не можешь узнать, что они христиане, как только по крестному знамению" (полностью здесь).
Далее, Матвей Меховской о псковичах: "Замечательный город Псков, каменный и большой, меньший, впрочем, чем Новгород, примыкает к Московии и Литве. Латины называют его Плесковией. Жители его по языку и религии — все русские, бороды не бреют, волос на голове не стригут, но одежду носят совсем немецкую" (здесь).
Джордж Турбервилль:
"Их лица коричневы от очага и выраженье уловишь едва ли.
Здесь каждый волосы на голове стрижет и обривает,
А длинных локонов носить себе никто не позволяет"
(а это здесь).

Теперь Петр Петрей (четыре года провел в России, начиная с 1601 г.): "Некоторые отращивают очень длинные и густые бороды. Другие бреют бороду и всю голову бритвой, а иные выдергивают волосы на бороде маленькими железными щипчиками, оставляя только усы и маленькие полоски к ушам. Перед большими праздниками все они, высшего и низшего звания, кроме только таких, которые в опале у великого князя, снимают волосы с головы бритвою" (читать тут).
Адам Олеарий, в представлениях не нуждается: "Волосы на голове только их попы или священники носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко острижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту" (ознакомиться тут).
Павел Алеппский: "Волосы на голове они (московиты - Thor) бреют только раз в год. Их волосы тонки и хорошо расчесаны по всей длине" (впечатления тут).
Якоб Рейтенфельс: "Волоса у них, по большей части, русые или рыжие, и они чаще стригут их, нежели расчесывают" (ознакомиться с мнением тут).//
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

chipstone
chipstone

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek